Стоглав. Постановления Стоглавого Собора (1551 год)

Стоглав

О ружных попех. Вопрос 30

Рижные попы по пределом и по соборным церквам ругу емлют: хлеб годовой, и деньги, и пшеницу на проскуры, и воск на свечи; а предельные попы свечи и прилепы и месячные214.

Да они же емлют и молебные денги, и понахиди праздничные из казны, и кутью на понахиды и " сбсчи, и проскуры за зборы и столы праздничные и покойные215. А только у своего храму на праздник обедню одинова в год, а ни в суботу за упокой, ни в неделю за здравие, ни во владычни праздники, ни великим святым, ни за упокой по родителех обедни не поют. Ни понахиды, ни молебнов, ни заутрени, ни часов, ни вечерни216 — ничего не поют во своих пределех. О том разсудити, кому та руга и милостыня в ползу. От прежних времен тако ся творит, да в нынешния лета временники причли к собором своих попов и ругу и милостыню из нашие казны устроили. Что о том учинити?

О ручных церквах и о монастырех. Вопрос 31

Отец мой, князь великий Василей Ивановичь всеа Русии, ездил по цюдотворным местам молитися и давал по многим монастырей богатым и убогим милостыню в приказ, хлеб и соль, и денги, и воск на свечи, и мед на кутью, и пшеницу на npocкypы. И после того матушка217 не сполна же в приказ давала. И после матушки 218 до моего возраста многие монастыри грамоты поймали по вся годы имати милостыню впрок в ругу, а иные монастыри и церкви многие приходные внове в те же времена грамоты поймали ругу имати из казны. А у тех монастырей села есть и иные доходы, а у приходных церквей се приход улица 219, а у иных села есть220 да и огороды и сады и пожни и иные пошлины и лавки поземные, да и мою ругу в те времена устроили же себе из казны. И о том как впредь быгир А убогих монастырей и неприходных церквей достоит устроити по разсужению.

О птицах и зайцех о удавленине221 . Вопрос 32

Продаю в торгу по всем градом и по всем землям моего государства всякие птицы и зайцы давленину, а не колото живо и кровь не точена. И о сем в заповедех божиих велъми возбраняет хрестъяном довленина ясти. Достоит о сем законоположение разсудно222 утвердити, чтобы хрестьянские души давлениною не осквернялися.

О еже на вечернях святыя славы не поют и на заутренях славословия. Вопрос 33

Коея paди вины в нашем царстве на Москве и во всех московских пределех в соборных церквах и в приходных, окроме монастыре, по вскресным вечерням и по праздничным и великим святым, егда выход бывает, святыя славы не поют, речью говорят, а на заутрени в неделю и в праздники славословия не поют же. Якоже и в прочий простые дни речью говорят. А во уставе назнаменано нарочитым святым славословие великое, то223 ему почесть.

О иже на литоргиях Отца и Сына224 не поют. Вопрос 34

Да на божественой литоргии Отца и Сына и святаго Духа, святую Троицу единосущную и нераздельную всегда не поют, речью говорят. А в нашем царстве, как есми был в Новегороде в великом и во Пскове, во святей Софеи премудрости божий и у живоначальной Троицы и во всех святых божиих церквах по воскресным днем и по господским праздником и нарочитым святым на вечерни, когда выход, святыя славы поют, и славословие поют же на заутрени в воскресныя дни и в праздники, когда во уставе молвлено славословие великое, а в простые дни говорят Отца и Сына и святаго Духа, на божественой литоргии по вся дни поют225. И о сем како достоит здесе быти, и вы соборне уложите226.

О животворящем кресте. Вопрос 35

Да о животворящем кресте господни, на церквах водружают, назнаменати, како достоит и лепо ему быти.

О иже не вносити в алтарь пьянственаго пития. Вопрос 36

О святых божиих церквах, о жертвеннике и о кутейнике. Приносят боголюбцы ко святым божиим церквам ладан и фимиян, и свещи, и 227 просвиры. То во святый жертвенник и во святый олтарь вносится по уставу. Теже крестьяне приносят кутию и канун за здравие и за упокой и на велик день пасху сыр и яйца, и ряби 228печены и во иные дни колачи и пироги, и блины, и короваи, и всякие овощи229. В Новегороде и во Пскове на то устроен кутейник во всякой церкви, зде же убо та вся потребная вносит в жертвенник и во святыи олтарь230 , а правила святых апостол и святых отец о сем запрещают. И впредь како сему достоит быти?

Иже иноки и инокини во едином монастыре живут. Вопрос 37

В нашем царстве на Москве и во всех градех монастыри особые: живет в нем игумен да чернца два или три и где како ся лучило231, да тут же в монастыре миряне с женами и с детьми живут. А в котором монастыре живут черницы, ино в том монастыре такоеж живут миряне и холостые и с женами. Пригоже ли то так быти232 Р А в ином монастыре черницы и чернцы живут, а убогие чернцы и черницы по миру скитаются, и тем нигде покою нет ни в котором монастыре не приимут. А попы и дьяконы и дьяки и пономари с женами тут же с черницами в монастыре вместе живут. По правилом святых отец како достоит тому быти? Тако бы на святом соборе и уложити во веки неподвижимо. И о сих доздецаревы вопросы233.

И О ТЕХ О ВСЕХ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ СОБОРНЫЙ ОТВЕТ. ГЛАВА 6

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца, что по многим святым церквам звонят и поют не во время, кроме божественного устава, и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. Он же, боголюбивый царь, о том таковая слышав, не просто вмени, но разжегся Духом святым, вскоре повело и списати о тех о многоразличных церковных чинех, которые не по уставу и не сполна по священным правилом совершаются, и вдаст на соборе отцу своему Макарию митрополиту всеа Русии и повеле ему о всех тех церковных чинех, разсудив, указ учинити по божественному уставу и по священным правилом. Он же соборне приим от благочестивого царя со всяцем духовным порадованном любовно прочитают и, о всех о тех многоразличных церковных чинех разсудив и воззря в божественная правило, да о всем том о святом Дусе соборне уложили. Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом и по всей земли росийского царьствия по всем святым церквам звонити и божественныя литоргии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину о всел234 по преданию святых апостол и святых отец по божественному уставу и по священным правилом ничтоже претворяющее. И того ради церковного чина на болшее утвержение по совету и по повелению и сердечным желанием о святом Дусе возлюбленного сына святыя церкви и нашего смирения благоверного христолюбивого и боговенчаннаго царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руссии самодержца и со иже о святом Духе с своими детьми235 со архиепископы и епископы русския митрополия самобывшими ту: с Феодосием архиепископом великого Новаграда и Пскова, с Никандром архиепископом ростовским и ярославским, с Трифоном епископом суздальским и тарусским, с Гурием епископом смоленским и брянским, с Касьяном епископом рязанским и муромским, со Акакием епископом тверским и кашинским, с Феодосием епископом коломенским и коширским, с Сдвою епископом сарским и подонским, с Киприяном епископом пермским и вологодским, и со архимариты и игумены и со всем священным собором по данной нам от бога власти и царским советом соборне повелехом того ради чину церковного и брожения ради священнического и всех ради православных хрестьян, наипаче же оберегаючи сана и величества царства и святителъства и смиренных своих душ пастырских, да ничтоже во святых церквах, кроме священных и божественных правил сотворяется, ниже презрено будет нашим нерадением. И того ради церковного чина в царствующем граде Москве и по всем градом росийскаго царствия русския митрополия повелехом избирати протопопом236 в коемждо граде по царскому повелению и по благословению святительскому священников искусных добрых и житием непорочных. В царствующем же граде Москве достоит быти седми старостам поповским и седми сбором по уложению царскому, да к ним избирати десятцких добрых же священников искусных житием непорочных же. Т аже и по всем градом уставити старосты священники и десятцкие, где сколько пригоже в котором городе. А по селом и по погостом, и по волостем по всей земли уставити у попов десятцкие священники. И те священником старостам и священником десятцким в царствующем граде Москве и по всем градом российского царствия в митрополии и во архиепископьях и в епископьях, кийждо в своих пределех, дозирати по вся дни по всем святым божиим церквам священников и дьяконов, чтобы у них было по всем святым церквам божественное правило церковное и звон по уставу и по преданию великого нашего православия о всем по священным правилом и по церковному уставу сполна чинно и немятежно, и чтобы священницы и дьяконы во святых божиих церквах всегда с великим тщанием предстояние имели ко господу богу и к пречистой Богородицы и к небесным силам и ко всем святым прилежно и со благоговением и с великим воздержанием по вся дни заутрени воскресныя и праздничныя и дневныя пели бы по уставу, и божественныя книги почитали — евангелие толковое, и златоуст, и житыя святых, и пролог и прочил святыя душеполезныя книги на поучение и на просвещение и на истинное покаяние и на добрыя дела всем православным хрестьяном в душевную пользу И отпев заутреню со всяким благочинием и со страхом божиим, да по заутрени пели бы молебны о многолетном здравии и спасении благородного и христолюбивого и боговенчаннаго царя государя и великого Ивана Васильевича веса Русии самодержца и его благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Анастасии, чтобы им Господь бог умножил лет живота их и даровал бы им сыны и наследники царствия237 их, и возвысил бы господь бог царскую десницу его надо всеми его недруги и враги, и устроил бы царство его мирно и вечно в род и род и на веки. Такоже молити бога и о брате его благоверном князе Георгии и о княгини его238 и о всех благоверных князех и болярех, и о пособлении и о укреплении христолюбивого царя239 воинства, и о благопребывании и устроении земском, и о тишине и о здравии и о спасении всего православного крестьянства. Такоже бы по вся дни пели часы и обедни служили, како где вместно и мочно, и звонили бы в подобно время по церковному уставу.

УКАЗ О ЗВОНУ И О ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ ПО УСТАВУ И ПО СВЯЩЕННОМ ПРАВИЛОМ НИЧТОЖЕ ПРЕТВОРЯЮЩЕ. ГЛАВА 7

Подобает ведати и о святей божий службе, яко в суботу убо в начале четвертого часа должно есть звонити и начинати, яко да станет трапеза в начале пятого часа. В неделю же в начале третъяго часа должно есть звонити и начинати, яко да станет трапеза в начале четвертого часа. Такоже подобает бывати в господския великия праздники, рекше богородичны, и христовы, и предтечевы, и обоих верховных апостол Петра и Павла. Сих убо всех купно, яко и во дни недельные, должно есть служба творити в начале третъяго часа. В средния же праздники в начале пятого часа, яко да станет трапеза в начале шестого часа. Малые же праздники, равно прочим вседневным в начале пятаго часа, и отдается во свое время, трапезе же подобает стояти во свое время на кийждо день, или постен день есть или и прост, отходити яве яко койждо по скончания святыя службы. И во время трапезы паки сбиратися, сему должно есть бывати, егда хотят ясти в девятый час240 или вечер сице же убо подобает творити и в малыя четыредесятница о святей службе и о пищи, кроме яве241 убо великия четыредесятница. Великая убо четыредесятница ин устав имать, якоже всюду законно творится. Cue же разсужение святые службы учмлш242 есмы ово or устава студийского ово же святыя горы, якоже тамо о посте святых апостол завещает243, якоже научихомся и имамы, лучшее же виде и сматряет. И егда же лучится благочестивому царю изыти с своим христолюбивым воинством на земские дела за святыя церкви и за православную хрестьянскую веру против своих недругов, и тогда царю закон о божественном и о церковном правиле не244 полагается, по рекшему могий вместити да вместит. И по божественному апостолу по нужи и закону преложение бывает. И о том подобает архиереем и иереем и всем священным собором за благочестивого царя и за все его христолюбивое воинство великого бога молити, да не вменит ему господь таковая во грех, дондеже на царский свой престол здрав возвратится. И егда же пребывает Царь в царствующем своем граде Москве, и тогда повелевает звонити и пети по уставу и по преданию святых апостол и святых отец развес великих земских неотложных дел, да и о том от бога прощение приемлет. Да в царствующем же граде Москве царских ради служебников и торговых ради людей и больных ради православных хрестьян, как час ударит дни, звонити и пети обедни на другом часу у Спаса на царском дворце, да у Спаса смоленского, да у Николы чюдотворца у каменного люсгу245. А по иным церквам звонити и обедни служити по уставу и по преданию святых апостол и святых отец ничто-лсе претворяюще. Такоже и по иным по всем градом таковыя ради нужда звонят и поют обедни о всем потому, якоже и преди рехом.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий