Стоглав. Постановления Стоглавого Собора (1551 год)

Стоглав

СТОГЛАВ — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования, например соборное уложение.

Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Спустя сто лет после появления, Стоглав был намеренно предан забвению на государственном уровне как живое свидетельство катастровических по своему масштабу фальсификаций, сопровождавших церковную реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.Книга, как минимум на сто лет опередившая свою эпоху – в России и тем более в Европе – не издавалась на родине в течение 300 лет (!). Первое типографское издание вышло в свет лишь в 1860 году, причём в Англии! Лишь через два года в России был издан аналог. Публикация сопровождалась массированной кампанией по её дискредитации как исторического документа, что отодвинуло её полноценное исследование  ещё почти на 50 лет. Толко после падения царской власти удалось понять истинный уровень развития страны до прихода к власти Романовых.

В связи с полемикой о подлинности и каноническом значении Стоглава, политическим давлением властей и синодальной церкви проблема происхождения его текста была одной из основных в исторической литературе о Стоглаве и Стоглавом Соборе. До середины XIX века в литературе господствовало мнение о Стоглаве как о не подлинном соборном уложении 1551 года. Митрополит Платон из новообрядческой церкви, не сомневаясь в факте созыва Собора 1551 года, усомнился, однако, в том, что положения Стоглава были утверждены на этом Соборе

Текст Стоглава первого официального издания в России (1862) и второго – в мире

В предисловии к первому отечественному изданию Стоглава было указано, что “Эта книга (Стоглав) — составлена кем-нибудь, может быть, даже членом Стоглавого собора (1551 г.), но уже после собора, из черновых записок, бывших или приготовленных только для рассмотрения на соборе, но не рассмотренных (всецело), не приведенных в формы церковных постановлений, не утвержденных подписями и не обнародованных для руководства”.

Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы:

— Укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей,
— Унификации церковных обрядов и служб
— Полномочий церковного суда,
— Борьбы против пережитков язычества среди населения,
— Жесткой регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.

Фактически все эти вопросы актуальны сегодня как никогда.

Название первой главы («В лето 7059-е месяца февраля в 23 день…»), казалось бы, дает точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 г. (1551 г.). Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседаний Собора или определяет время начала составления Соборного уложения. Работу Собора можно разделить на два этапа — совещание с обсуждением ряда вопросов и обработка материала, хотя возможно, что это были одновременные процессы. Это предположение подтверждается и самой структурой «Стоглава», последовательностью расположения глав и их содержанием.

В первой главе в общих чертах намечена программа Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники Собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием своих мнений по предложенным темам. В первой главе круг вопросов Собора излагается бегло, несколько путано, иногда приводятся ответы, иногда — нет. Составитель не имел здесь задачи целиком раскрыть содержание тех «исправлений», которыми занимался Собор. Но хотя составитель не всегда приводит ответы Собора на вопросы, он знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения на Соборе. По существующим правилам Собор не имел права принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть памятников этой литературы упомянута в первой главе «Стоглава»: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, а также поучения канонизированных святых. В следующих главах этот список расширяется.

В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлек лиц из своего окружения, прежде всего членов «Избранной рады». Двое из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна.

Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах. Этот разрыв объясняется тем, что соборные прения по составлению ответов на царские вопросы, видимо, были прерваны появлением на Соборе царя. В течение дня, а может и нескольких дней, Собор решал вопросы совместно с царем. С этим связано, видимо, возникновение так называемых «вторых царских вопросов», которые изложены в 41 главе «Стоглава». Они касаются в основном вопросов богослужения и нравов мирян.

Царские вопросы можно разделить на три группы:

1. Преследующие интересы государственной казны (вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);
2. Обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);
3. Касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29, 32-36).

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.

Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы — приговора о вотчинах. Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения.

СКАЗАНИЕ ГЛАВАМ
В НАСТОЯЩЕЙ СЕЙ КНИЗЕ 59

Царския вопросы и соборные ответы о многоразличных. церковных чинех 60 1

О предословии 61 2

О царском рукописании, иж на том же соборе вдаст царь своея руки писание з богодухновеным наказанием и с душеполезным покаянием, зело полезно слышащим и внемлющим, имуще сице 3

И потом царь вдаст на соборе иная писания о новых чюдотворцех и о многоразличных церковных чинех и вопросех имуща сице 4

О тридесяти и седми царских вопросех о церковном строении62 5

И о тех о всех царских вопросех соборной ответ. 6

Указ о звону и о церковном пении по уставу и по священным правилом ничтоже претворяюще. 7

О божественых службах соборной ответ. 8

Указ божественыя службы, како достоит священнику и дьяконом служити или единому. 9

О царских дверех ответ. 10

Соборной ответ о запоне святого олтаря, когда отверзается и когда затворяетца по уставу честных монастырей святые горы и иаръствующаго града63. 11

О священном олтаре, ничтоже от брашен в жертвеник да не вноситца. 12

Ответ от священных правил о жертвенике и о кутейнике. 13

Ответ о соборном о священническом сану по священным правилом. 14

Правило 16. Иереем иже не облачаются в священныя ризы ли неразумием, ли гордостию, ли леностию. 15

Правило 17. Святого И ванна милостивого в поучение попом64. 16

О детином крещении. 17

Ответ о обручании и о венчании. 18

Чин и указ, аще будет поняти вдовцу девица или за уношу идет вдовица. 19

Последование иное65. 20

О втором браце, иже во святых отца нашего Никифора Констянтина града исповедника. 21

О том же блаженного Никиты митрополита ираклийского ответы к некоему Констянтину епископу, о них же вопрошен бысть, о двоеженцех запрещение. 22

О втором же браку и троеженцех. 23

А о четвертом же, 66 отречено браку, и о третием. 24

О дияцех, хотящих во дияконы и в попы ставитися. 25

О училищех книжных по всем градом. 26

О святых иконах и о исправлении книжном. 27

О книжных писцех. 28

О всех протопопех, и о соборных и о ружных и о пределных священникех и дъяконех. 29

О ружных попех и о дьяконех. 30

О крестном знамении, како подобает архиереом, иереом рукою благословляти и знаменоватися, и прочим православным хрестьяном знаменоватися и покланятися. 31

О крестящихся не по чину. 32

О содомском гресе. 33

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий