Стояние на реке Москве

О защите наших святынь

В последние годы молитвенные стояния проходили в разных уголках России, но мы до сих пор не успели к ним привыкнуть.

Погребенная в водах рукотворного Рыбинского водохранилища Леушинская обитель давно стала местом ежегодного молитвенного паломничества. Сюда приходят и приезжают люди, не равнодушные к судьбе исчезнувшего монастыря. Благодаря Леушинским стояниям Россия узнала и полюбила икону Богородицы «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

В Москве много лет публично молятся о возрождении разрушенного Страстного монастыря. В Петербурге – устраивают стояния у Спаса-на-Крови накануне дня рождения императора-страстотерпца Николая II. Там же, у стен Казанского собора, 11 января, в день памяти убиенных вифлеемских младенцев, прошло знаменитое стояние «Православные против абортов».

Наверное, даже далекие от Церкви люди не смогли забыть безмолвный крик отчаяния на Бородинском поле, когда тысячи верующих приходили на место русской боевой славы, чтобы вести там войну духовную – против застройки исторического места коттеджами.

Но несмотря на массовость молитвенные стояния до сих пор были гласом вопиющего в пустыне. Событие, намеченное на 22 апреля, впервые станет всероссийским.

В первый раз о защите наших святынь, вразумлении правителей и смягчении сердец наших соотечественников будут молиться в кафедральных соборах по всей России. В Храм Христа Спасителя уже привезены поруганные святыни из великого Устюга и Невинномысска. На молитву с народом встанут наши архипастыри.

Как пророк Моисей перед морем, ведущий сынов израилевых в землю Обетованную. И он же, воздевающий руки в битве при Рефидиме.

Как Иисус Навин с израильтянами при Иерихоне и Гаваоне.

Как византийские патриархи перед нашествием турок и крестоносцев.

Как Дмитрий Донской с Пересветом и Ослябей перед Куликовской битвой.

Как русские воины на Угре с иконой Владимирской Божией Матери.

Кто рискнет утверждать, что наш Господь на кресте, Его Матерь и Его любимый ученик у подножия Распятия не совершили первое молитвенное стояние в истории христианства? Христос на кресте тоже молился. Обо всем мире и о своих врагах и распинателях. Важно помнить, что на каждом молитвенном стоянии мы вновь пребываем у Креста.

Примечательно, что 18-е и 19-е столетия, прошедшие под знаком синодальной Церкви, молитвенными стояниями особо не отмечены. Церковная жизнь в советское время – вообще особая страница, ее еще предстоит изучать.

Но сегодня в сознании русских православных верующих, похоже, вновь оживают голоса наших великих предков. Они звучат из времен апостольских, из времен славы Константинополя и веков Московского царства. Мы, христиане, вновь вспоминаем и обретаем себя.

Но, например, стояние у Бородинского поля – это не только дань русской военной славе. Это и гражданская позиция: протест против коттеджной застройки посреди исторического места, против коррупции, против самодержавия денег. Ведь капитал не знает границ, рано или поздно он непременно начинает топтать святыни ради прибыли.

И когда Церковь вынуждена защищать себя – это тоже вопрос гражданский.

Ведь обычно молитва осуществляется в тиши и уединении. В тиши сердца, под сенью храма. Когда это происходит публично, не в пределах одного прихода, – тут особый случай. И он показателен.

Сегодня верующие постепенно избавляются от навязанной ей советской эпохой привычки к двойной морали, когда человек мог ходить на партсобрания, но тайно носил крестик и посещал отдаленный приход. Сегодня ситуация, к счастью, иная. Жизнь верующего в Церкви и в обществе не может быть разделена надвое непроходимой границей. Время двоемыслия ушло навсегда. В приходах решаются важнейшие вопросы, совершается социальное служение. И наоборот, в жизни своей страны православные участвуют открыто, не таясь, демонстрируя свои взгляды и отстаивая интересы. Православный христианин ясно сознает, что он является в первую очередь гражданином Неба, но во вторую – полноправным гражданином своей страны.

Молитвенные стояния – одна из форм гражданской активности христиан. Возможно, самая сокровенная форма такой активности. Она отличается от светских митингов – когда люди куда-то идут, что-то скандируют, вступают в стычки с милицией. Это смиренная и достойная форма духовной брани. Она не имеет ничего общего с «оранжизмом», наоборот – отнимает у либеральных идеологов монополию на гражданственность. Это активность в рамках общественного консенсуса, а не попытка его разрушить.

Наблюдать гражданскую активность православных верующих для нас пока еще непривычно. Потому что в обществе долгое время господствовал образ православного человека как личности апатичной. Однако в Евангелии Христос говорит: «Не мир я принес, но меч». Но меч этот духовный. Когда апостол Петр вытаскивает настоящее оружие из ножен, Иисус говорит ему: «Вложи меч свой в ножны».

Сегодня настало время, когда Церковь должна суметь ответить богохульникам, кощунникам и врагам Христа демонстрацией своего единства, крепости своей Общины. Для этого верующие встанут на молитву одновременно по всей стране. Когда-нибудь и это стояние будет описано в учебниках как стояние на реке Москве...

Светлана Галанинская

www.religare.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий