Страстная седмица: гид по неделе

Моление о чаше. Христос и апостолы в Гефсиманском саду

После торжества Недели ваий начинается напряженное восхождение по ступеням страстной недели к вершине Голгофы. Для христиан древности это и была Пасха — крестная.

Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения.

За восклицаниями «Осанна в вышних!» следует призвание ко вниманию, сосредоточенности и молитве. На утренней службе понедельника Страстной недели нас встречает песнопение: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». Тропарь «Се Жених грядет в полунощи…» поется первые три дня Страстной недели. Эти слова отсылают к евангельской притче о десяти девах (Мф. 25. 1-13). Душа не должна погрузиться в сон в ожидании Жениха – Христа. От степени нашего внимания и сосредоточенности зависит близость к Царству Божиему. И это один из важнейших смыслов Страстной.

Да молчит всякая плоть человеча

Вступление в Страстную Седмицу

Библия, изложенная для семейного чтения. Великая суббота и Воскресение Христово

Таинство Святых Страстей. Старец Иосиф Ватопедский

“Таинственные” события Страстной Недели.

На этом последнем отрезке великопостного пути нас ожидают Страсти и Смерть Христовы. В древности последняя неделя поста, предпасхальная, называлась «Великой». Воздержание в эту неделю усиливалось. Предписывались строжайший пост на хлебе, соли и овощах, советовалось полное неядение в пятницу и субботу. «…эти шесть дней Пасхи обыкновенно все проводят в сухоядении т. е. вкушают под вечер только хлеб с солью и водою; некоторые же усердно удлиняют неядение: иные же и всю неделю до пения петухов в воскресенье проводят без пищи» свидетельствует св. Епифаний Кипрский.

Каждый день Страстной недели – Великий. Бабушки из курской деревенской глубинки называют Страстную неделю Страшной неделей.

Великий Понедельник Страстной недели: Иосиф Прекрасный и иссохшая смоковница.

В этот день, как говорит синаксарь из Постной Триоди «…память творим блаженного Иосифа Прекрасного, и изсохшия смоковницы…».

Иосиф, последний сын ветхозаветного патриарха Иакова является прообразом Христа. Завистливые братья сначала скрывают его в пересохшем водяном рве, а затем продают работорговцу за тридцать сребренников. Иосиф, ставший начальником египетской земли, дает своим братьям пшеницы, когда среди израильтян свирепствует голод. Подобно Иосифу, Христос пострадал от зависти единоплеменных Ему Иудеев и был предан своим учеником за тридцать сребренников. Заключенный в темный ров — гроб, Христос своей властью восстает от мертвых и, спасая нас от греха, так же как Иосиф раздавал пшеницу, утоляет наш духовный голод Таинством Евхаристии: «…человеколюбно искупает нас таинственным пшеницедательством, яко Сам Себе за нас давый, и яко питает нас Небесным Хлебом, своею живоносною плотию». Это первая тема понедельника Страстной недели. В Священной историй более чем за 3600 лет проявляется предуведомление о Христе и Его Страстях. Для нас время спрессовано, оно сжимается в тугую пружину, которая развернется в День Пасхи. В дни Страстной недели переживаем и то, что было на заре истории, и то, что произошло две тысячи лет назад и переживается нами сегодня с неизменным чувством новизны. Образы Священной истории сплетаются в причудливый и прекрасный узор.

Великий Понедельник

Один из элементов этого узора – образ иссохшей смоковницы из евангелий от Матфея (Мф. 21. 19-22) и от Марка (Мк. 11. 20 -23). Господь проклял смоковницу на которой не оказалось плодов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит в беседе на Великий Понедельник Страстной недели: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями — это я, и вы, брат и сестра, возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет». И это предупреждение для всякого христианина идущего путем Страстной недели, переживая предательство Христа, Его страсти и смерть на Голгофе, мы не должны прийти к Пасхе без духовного плода. Образ смоковницы должен устрашать «…не делающих прикладного добродетелей плоды», то есть «устрашая всякого, кто не приносит плод, добродетели приличествующий.».

1     Вход Господень в Иерусалим
2    Вечеря в Вифании / Омовение ног Иисуса грешницей
3     Омовение ног ученикам
4     Тайная Вечеря
5     Путь в Гефсиманский сад и предсказание о грядущем отречении учеников
6     Моление о чаше
7     Поцелуй Иуды и арест Иисуса
8     Иисус перед Синедрионом (первосвященниками)
9     Отречение апостола Петра
10     Иисус перед Понтием Пилатом
Пилат показывает Христа народу — Се человек (Ecce homo),
11     Бичевание Христа
12     Поругание и увенчание терновым венцом
13     Крестный путь (Несение креста)
14     Срывание одежд с Христа и разыгрывание их солдатами в кости
15     Голгофа — Распятие Христово
16     Снятие с креста
17     Положение во гроб
Оплакивание Христа (Не рыдай Мене, Мати, Pieta),
18     Сошествие в ад
—     Воскресение Иисуса Христа
— Христос во гробе (Akra Tapeinosis),
Жёны-мироносицы у гроба Господнего.

Рефреном хвалитных стихир (поющихся в конце утреннего богослужения) Великого понедельника Страстной недели служат слова о том, что Господь идет к мучению, которое принимает на Себя по собственной воле: «Грядый Господь к вольной страсти…», «Достигшее верни спасительную Страсть Христа Бога», «Господи, грядый к страданию». Эта мысль – повод для сугубого покаяния: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость». То есть убоимся проклятия бесплодной смоковницы и принесем плоды покаяния. С этой мыслью вступаем в Великий Вторник.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий