Святое Причастие – на падение и восстание многих

[1] См.: Свт Василий Великий.  О Крещении. Кн. 1. Гл. 3, § 1 // Свт. Василий Великий. Творения: В 2 т. М., 2009. Т. 2. С. 409.
[2] Имеются также и другие апостольские книги, делающие упоминания об этой вечере: «Завещание Господне», «Постановления апостольские». — Авт. (Под «Завещанием Господним» подразумевается «Testamentum Domini Nostri Jesu Christi», входящий в «Восемь книг постановлений» св. Климента, еп. Римского. — Пер.)
[3] См.: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/IppRim_ApPred.php
[4] Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 35.
[5] Ср.: Различные канонические предписания, 3 // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 613–614. «Это наставление св. Василий составил в 375 году, причем копию его получал каждый священник тотчас по рукоположении» (Там же. С. 614). — Пер.
[6] Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 19. М., 2006. С. 126. То же самое говорят и святые Макарий Египетский и Игнатий Брянчанинов, что каждый причастен обольщению в мире сем, больше или меньше. — Авт.
[7] См.: Свт Василий Великий.  Беседа 1. О посте первая. § 3 // Свт. Василий Великий. Творения: В 2 т. М., 2009. Т. 1. С. 866. Имеется в виду воздержание в пище. (Автор уточняет здесь, что под постом имеется в виду воздержание в пище, т. к. под постом румыны часто подразумевают полный отказ от пищи, а некоторые подвижники — и от воды тоже. — Пер.)
[8] Упомянем свт. Феофана Затворника и архим. Филофея (Зервакоса), который предписывает норму на основании той, что была открыта Патриарху Филофею Коккину, ученику свт. Григория Паламы. — Авт.
[9] См.: Свт. Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. М., 2011. С. 112–113, 229.
[10] См.: Святое Евангелие с толкованием блж. Феофилакта, архиеп. Болгарского. Киев, 2005. С. 86.
[11] От Святой Пасхи до Троицы. — Пер.
[12] Patericul Egiptean [Египетский патерик]. Cap. XXIV, 5 (http://www.crestinortodox.ro/carti-ortodoxe/). (Данный сюжет в рус. пер. Патерика отсутствует. — Пер.)
[13] Ср.: Старец Паисий Святогорец. Афонский старец Хаджи Георгий. Суроти; М., 2010. С. 36.
[14] Ср.: Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1. С. 474.
[15] То есть дававший разрешение на употребление каких-либо непостных продуктов. — Ред.
[16] Подробнее см.: Sf. Nil Athonitul: Învăţături şi proorocii [Святой Нил Афонский: Поучения и пророчества]. Iaşi, 1997. Cap. «Despre cei doi duhovnici». (Данная глава, «О двух духовниках», в рус. пер. «Посмертных вещаний прп. Нила Мироточивого, Афонского» не включена. — Пер.)
[17] Pidalion. Mănăstirea Neamţ, 1844. P. 182. Nota [Примечание] 183 (http://mirem.ro/pdfuri/pidalionul.pdf). («Пидалион» составлен прп. Никодимом Святогорцем и в рус. пер. отсутствует. — Пер.)
[18] Ср.: Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1. С. 66.
[19] Ср.: Там же.
[20] Ср.: Там же. С. 68.
[21] См.: Impărtăşirea continuă cu Sfintele Taine. Р. 384. См. также толкование этого правила: Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1. С. 69.
[22] Заметим кстати, что отцы, собравшиеся на этот Собор, были несколько арианствующими, проходил он под руководством Евсевия Никомидийского, который стремился к повторному введению арианства. Но, поскольку его решения находятся в согласии с правой верой, Собор бы признан Церковью. Тем не менее, мы не можем иметь слишком больших претензий к его решениям. — Авт.
[23] Здесь приводится другой распространенный перевод 2-го правила. — Пер.
[24] В рус. пер.: «верные должны», см.: Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1. С. 555.
[25] PSB. Vol. 18. P. 465 (Имеется в виду румынская коллекция «Părinţi şi scriitori bisericeşti» («Отцы и писатели Церкви»): http://ru.scribd.com/doc/82129559/PSB-18-Sf-Vasile-cel-Mare-Scrieri-partea-a-II-a-Asceticele).
[26] См.: Свт Василий Великий. Письма. Отдел 1. Письмо 2. К Григорию Богослову (2), § 6 // Свт. Василий Великий. Творения: В 2 т. М., 2009. Т. 2. С. 446.
[27] Ср.: [Иером. Климент (Зедергольм)]. Жизнеописание Оптинского старца иеормонаха Леонида. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 63.
[28] http://www.optina.ru/lec_vars/21/#6
[29] См.: Житие прп. отца нашего Серафима, Саровского чудотворца / Сост. Л. И. Денисов. М., 2005. С. 104.
[30] Vieţile, povăţuirile şi testamentele Sfinţilor Stareţi Gheorghe şi Calinic de la Cernica [Жития, наставления и завещания святых старцев Георгия и Каллиника Черникских]. Sibiu: Editura Deisis, 1999.
[31] Arhim. Cleopa Ilie. Despre vise şi vedenii şi despre Sfânta Impărtăşanie [О снах и видениях и о Святом Причащении]. Mănăstirea Sihăstria, 2011. P. 258. (Рус. пер. книги вышел в 2012 г., но главы, посвященные Причащению, в него не включены. — Пер.)
[32] См.: http://www.pravoslavie.ru/put/64953.htm
[33] В рус. пер.: «Прп. Никодим Святогорец, митр. Макарий Коринфский. Книга душеполезнейшая о непрестанном Причастии Святых Христовых Таин».
[34] «Carte foarte folositoare de suflet. Despre spovedanie», на рус. яз. не переведена. Заметим, что в Румынии, наоборот, не была переведена и не пользовалась успехом другая его книга, о частом причащении. — Пер.
[35] Это заметно и в «Правилах Православной Церкви с толкованиями» (см., напр.: Т. 1. С. 67–68), что особенно важно, если учесть, что за неимением Пидалиона на рус. яз. эта книга служит заменой ему. — Пер.
[36] В рус. пер. приведенные слова свт. Григория в переложении прп. Никодима Святогорца звучат иначе: «Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется…» (Книга душеполезнейшая… Гл. 2. С. 21). У самого же свт. Григория они выглядят совсем по-другому: «…который употребишь хорошо и спасительно» (Свт. Григорий Богосолов.  Слово 45, На Святую Пасху, § 21 // Свт. Григорий Богослов. Творения: В 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 570). — Пер.
[37] Здесь рус. пер. также далек от румынского: древо познания «было хорошо для употребляющих благовременно (потому что древо сие, по моему умозрению, было созерцание, к которому безопасно приступать могут только опытно усовершившиеся)» (Свт. Григорий Богослов. Слово 45, § 8. С. 562). — Пер.
[38] Лапидарно — кратко, сжато.
[39] См.: Свт Василий Великий.  Правила, кратко изложенные. Вопрос 4 // Свт. Василий Великий. Творения: В 2 т. М., 2009. Т. 2. С. 226.
[40] См.: Древний патерик. Глава 10. О рассудительности. § 107 (78). С. 188–189.
[41] Stareţul Varsanufiede la Optina.Moştenireduhovnicească[Старец Варсонофий Опитнский. Духовное наследие]. Galaţi: Bunavestire,2002.
[42] См.: Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 2. Гл. 17. СПб., 2007. С. 71–75.
[43] В рус. пер. «40 дней» передано как «четыредесятница»: «Никто из людей богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает четыредесятницы» (Свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Гл. 325. СПб., 1856. С. 518).
[44] См.: Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 2. С. 175.
[45] Например, предначинательные [т. е. изобразительные] антифоны предназначены пробудить дух на молитву, отвести ум от мирских занятий; произнесение Символа веры — не простая формальность, а условие дальнейшего участия в богослужении; священник призывает и благословляет верующих пребывать в благодати Господа и причастии Духа, чтобы можно было молиться о том, да будут пресуществлены дары в Тело и Кровь Господню; а увенчанием Евхаристии — благодарения — является получение милостей Великого Бога и Иисуса Христа, после чего следует действенное причащение. И многое другое еще, что мало осознаётся.

[46] Многие переворачивают ценности с ног на голову, полагая, будто достоинство заключается в том, чтобы считать себя недостойным, поскольку, мол, в любом случае все недостойны. Истина же заключается в том, что существует достойность измеримая. Дела показывают веру, с их помощью она может быть взвешена и оценена; куда меньше с помощью слов и видимости. Конечно, ошибка проистекает из того, что христианские дела сопровождаются смирением, сознанием собственного недостоинства. Отсюда возникает лукавый прием — перепрыгивать прямо к тому, чтобы искусственно считать себя недостойным, а значит, могущим быть принятым на причастие. Но истина такова, что подлинное смирение (когда считают себя недостойным) возникает из дел покаяния, подвига, а не из нарочитых мыслей. Таким образом, мы говорим о достойности (к причащению), проявляющейся в обновлении жизни и засвидетельствованной смиренным помыслом. А не только холодными делами с гордостью и не только мнимым смирением, которое выдается постыдными делами.

Благодатный Огонь

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий