Святые Каппадокии

Горем, Каппадокия

Архимандрит Георгий Хрисостому,
протосинкелл митрополии Верийской.

Каппадокия! Страна святых. Жители этой области, танцуя, характерным образом скрещивают пальцы в виде креста. Религиозное чувство проявляется и в их повседневной жизни. Чтобы христианство укоренилось в душах каппадокийцев, ему необходимо было вытеснить культы восточных божеств и древнегреческой мифологии.

Многие эллинизированные иудеи, населявшие Каппадокию, были носителями новой веры. Считается, что они находились в Иерусалиме в день Пятидесятницы и видели своими собственными глазами все события этого удивительного дня.

В некоторых такого рода эллинизированных обществах стало впервые распространяться Евангелие. Это делалось самим апостолом Петром около 50 года н.э... К жителям этих земель обращено его первое послание, в котором апостол советует им смело претерпевать все невзгоды и тем самым прославлять истинного Бога. Святое слово проповедовал в Каппадокии и апостол Андрей, брат Петра, вероятно, и апостол Павел. Согласно традиции, первым епископом каппадокийской Церкви стал сотник Лонгин, который во время страданий Христа провозгласил: «Воистину это был Сын Божий».

Уже с первых лет существования христианства последователи новой веры подвергались гонениям. Но, несмотря на это, верой зажигались все в новые и новые души. Таким образом, уже во II веке н.э. зафиксировано существование двух значительных епископских кафедр – Кесарии и Мелитины. Каппадокия перестала быть удаленной восточной областью и превратилась в центр, откуда вышли многие важные духовные личности, с дерзновением распространявшие богословскую мысль за пределами своей родины. Каппадокия стала главной целью языческих римских императоров, стремившихся, конечно, безрезультатно погасить пламя веры каппадокийцев. В первые века христианства здесь были явлены великие христианские богословы и мученики.

Невозможно сосчитать множество святых каппадокийцев, принявших мученичество на своей родной земле, или же тех, кто происходил из других мест, но пострадал в Каппадокии. Это двенадцать мучеников времен гонений Диоклетиана (290 г. н.э., Кесария), сорок мучеников гонений Лициния (320 г. н.э., Севастия), преподобномученики Агафодор из Тианы, Адриан из Кесарии, Афиноген из Севастии, Акакий, прозванный Каппадокийцем, Агапит, епископ Синадский, иерархи Григорий Неокесарийский и Фирмилиан из Кесарии, Мамант (из Кесарии или Гагры), знаменитый мученик Христов, которого прославляли Василий Великий и Григорий Богослов, Иулитта, о которой с восхищением говорит Василий Великий, святой великомученик Георгий, согласно легенде убивший дракона на горе Аргеус, расположенной к югу от Зинджи-Дере.

Каппадокия известна двумя великими Церквями, определившими путь христианства в этой области. Одна из них – Церковь Кесарии. Известен ряд фактов о ее истории, самые известные из которых – появление арианства, действия Юлиана Отступника и роль местных епископов в церковных и социальных начинаниях. Другой важнейшей каппадокийской митрополией является Конья, имевшая две кафедры – в Конье и Нигде. Первым ее епископом был Сосипатр, ученик апостола Павла.

Уже в раннехристианскую эпоху многие иерархи прославились своими деяниями. Среди них – Александр, епископ Кесарийский, с именем которого связывают истоки духовного образования в Каппадокии. Кроме того, он внес большой вклад в развитие Александрийской школы. Фирмилиан, епископ Неокесарийский, был врагом ересей, защитником и основателем православных догматов, церковных учреждений и институтов в свободолюбивой атмосфере, царившей в Малой Азии.

Так, Каппадокия вступает в эпоху трех великих иерархов, отцов-каппадокийцев. Бесспорно, в IV веке Каппадокия переживает величайший духовный расцвет и становится оплотом всего христианства. Это связано с деяниями Василия Великого, епископа Кесарийского, Григория Богослова, епископа Сасимского, и брата Василия Григория, епископа Нисского. Отцы-каппадокийцы формируют догму о Святой Троице, впервые выдвигая тезис о том, что Бог является единой сущностью в трех ипостасях. Они создали общедоступное и одновременно прочное христологическое учение, ставшее основой Символа Веры.

Одновременно, в этот и в последующий период, на твердой каппадокийской почве находят пристанище первые отшельники, высекающие в пористых скалах пещеры и использующие их для ночлега. С течением времени они наполнили ущелья, скалы и обрывы, стремясь, благодаря своему простому питанию, молитве, пению и учению, примкнуть к небесной жизни. В то же время они стали драгоценными жемчужинами византийской культуры и неповторимыми образцами святости. В V веке н.э. монашеская жизнь стала хорошо организованной. На огромных скалах возникают уже целые монастырские комплексы с храмами – прекрасными архитектурными памятниками, по сей день не перестающими вызывать восхищение.

Пантеон каппадокийских святых завершается последним местным святым Арсением Каппадокийцем. Его не обошла стороной судьба беженцев из Малой Азии. Арсений перенес в управляемую митрополитами Грецию, точнее – на Македонскую землю, глубокое благочестие жителей Каппадокии. Из всех новоявленных святых Арсений Каппадокийский был особенно любим и почитаем народом. Его слава сохранила память о его незабвенной родине.

На всем протяжении своей истории Каппадокия, как и другие греческие области, демонстрировала слияние греческой культуры и православия. Речь идет об их общем развитии в течение веков и создании между ними нерушимых связей. Их общность просматривается в творчестве великого каппадокийца Григория Богослова, а также в убеждениях современных историков: «Я люблю тебя, Греция… Ты моя, но я люблю тебя, потому что ты с готовностью приняла Христа» (В. Татакис).

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий