Тора и астрология

Тора

Р-н Михаэль Кориц

Тема астрологии стала весьма популярной в последнее время, и она не обошла стороной и еврейские издания. На первый взгляд, можно найти основания для этого, ведь в Талмуде есть немало упоминаний о влиянии звезд на человека.

Прежде всего определимся с обсуждаемыми вопросами:

1) Существует ли влияние звезд на людей и их поступки?

2) Как Тора относится к знакомству с астрологическими прогнозами?

Исходя из сказанного в Талмуде, на первый вопрос можно ответить положительно. Влияние есть. Не случайно слово «мазал» – счастье, звезда, мы всоминаем в праздничных случаях. В день рождения человека это влияние усиливается. Иерусалимский Талмуд рассказывает, что Амалек в своей войне против евреев отбирал воинов, у которых битва происходила в день рожденья, для усиления астрологической мощи своей армии.

Но признав принципиальное существование такого влияния, мы обязаны задать вопрос: есть ли у нас способы разпознать это влияние? Вопрос этот становится актуальным для еврейских мудрецов при обсуждении заповеди Торы, запрещающей действовать на основе положения звезд на небосводе и тому подобного. Согласно Рамбаму (Маймониду), причина этого запрета в глупости такого поведения, недостойного мудрого еврейского народа. Рамбан (Нахманид) же считает, что у действий, основанных на астрологии, есть свои основания, но они запрещены евреям как противоречащие вере в единого Б-га.

То есть можно подытожить, что, по мнению Рамбама, те, кто выставляют себя знатоками влияния звезд, это просто шарлатаны и обмащики. По его словам, ханаанейцы осуждаются Торой за следование астрологии и выставляются в качестве отрицательного примера для евреев. Даже мысленное признание правды за астрологией, согласно Рамбаму, запрещено Торой. Тем более запрещенным является следование в действиях подобным прогнозам.

Но и оппоненты Рамбама согласны с ним в том, что обращение к астрологам запрещено. Для них вопрос воникает, когда некая неблагосклонность звезд стала известна не по инициативе еврея – имеет ли право он с ней считаться в своем поведении. Даже те, кто находят разрешение в подобной ситуации, аргументирут его экспериментальной убедительностью. В наше время, когда астрологию наукой никто не признает, о таком основании трудно говорить.

Об особом отношении Авраама и его потомков к влиянию звезд мы знаем из слов Пятикнижия, где говорится, что Авраам был поднят над звездами. В том же смысле – независимость от влияния звезд – в Талмуде приводятся слова, относящиеся ко всем евреям: «Нет звезды у Израиля». Рабби Шнеур Залман дает трактовку этой фразе: «Нет» – звезда у Израиля. То есть источником влияния для еврейского народа является эйн – ступень, недоступная для постижения. Можно увидеть в этом подходе перевод всего влияния звезд на плоскость, не имеющую прямого отношения к наблюдениям за созвездиями и знаками зодиака.

В беседах Любавичского Ребе неоднократно почеркивается независимость евреев от любого влияния звезд и прямая зависимость происходящего с нами лишь от соблюдения Торы и ее заповедей.

В обращении популяризаторов еврейства к астрологии можно увидеть подобие использования других привлекательных для читателя тем: гематрии, переселение душ, «кошерный секс». Понятна их надежда блестящей оберткой привлечь внимание к иудаизму. Но нельзя забывать о том вреде, которое эта популяризация несет с собой. В «еврейской» астрология она ясна – придавая самостоятельное значение тем или иным механизмам (мнимым или реальным), человек может ослабить свою связь с Творцом мира.

Истинным источником благословения может быть лишь мудрость Всевышнего и Его желание.

Источник: Chabad.org
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий