Тора и бизнес. Запрет обмана

Тора

Рав Шауль Вагшал, из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Еще задолго до того как власти многих стран осознали необходимость в законах, которые защищали бы интересы потребителя, еврейский коммерсант строго следовал закону Торы, запрещающему обманывать покупателя в какой бы то ни было форме.

Что считается обманом?

Любой предприниматель может сам для себя установить ту запретную зону, которая называется обманом, если — еще до выставления товара на продажу — задаст себе несколько честных вопросов. Вот эти вопросы:

  • 1) Хочу ли я утаить что-либо от покупателя (например, скрытые дефекты)?
  • 2) Верную ли цену я поставил?
  • 3) Соответствует ли качество товара его описанию?

Впрочем, необъективный продавец согласится, что он не всегда может довериться собственному мнению, а поэтому ему необходимы практические знания Торы по этому вопросу.

Проиллюстрируем этот факт с помощью конкретных примеров.

Пример 1. Смешение товаров высокого и низкого качества

Продавцу, торгующему товарами разного качества, не следует их смешивать, например класть сверху высококачественный товар, выставляя его напоказ, а низкосортную продукцию держать снизу, — чтобы не создать у покупателя впечатления, будто вся партия одинаково хороша.

Пример 2. Второсортные товары продаются как первосортные Второсортные товары с небольшими дефектами или более низкого качества (которое незаметно покупателю) нельзя продавать, выдавая за товары первого сорта.

Подобным образом запрещено поступать, даже если продавец готов продать второсортные товары по более низкой цене, причем, со своей стороны, покупатель был бы рад заплатить предлагаемую цену и в том случае, если бы знал, что перед ним второсортные товары. Вывод: независимо от цены надо объявить, что продаваемый товар — второсортен.

Пример 3. Дефекты в новых или подержанных товарах

Механическое изделие, возвращенное покупателем из-за дефекта, нельзя продавать другому человеку, предварительно не сообщив ему об этом дефекте (например, электротовары или часы, имеющие хотя бы незначительную неисправность).

Пример 4

Дешевые подержанные товары, имеющие дефекты, нельзя продавать, предварительно не ознакомив покупателя с этими дефектами (пишущие машинки, швейные и стиральные машины, автомобили и т.д.).

Пример 5. Ложные заявления

Нельзя говорить покупателю: «Приобретя этот продукт, вы тем самым совершите чрезвычайно выгодную для себя покупку», — если на самом деле ему предлагается обычный товар по обычной цене.

Пример 6. Переплата

Если покупатель предлагает заплатить более высокую цену за товар, который не обладает соответствующей ценностью (например, за антиквариат, ювелирное изделие или редкую почтовую марку), то продавец должен сообщить ему принятую цену за эту вещь.

Пример 7. Недоплата

Если продавец не знает о высокой цене товаров, которые он предлагает на продажу (например, если речь идет о редком антиквариате, живописном полотне или старинных книгах), и просит заниженную цену, то покупатель должен сообщить ему истинную рыночную цену товара (если она ему известна), но не пользоваться незнанием продавца.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий