Участие афонских исихастов в полемике традиционалистов и просветителей на Балканах в конце XVIII-начале XIX веков, часть III

Святой Косма Этолийский

Афанасий Зоитакис

Представление об универсальности исихастской практики не только для монашества, но и для мирян стало стержнем активности традиционалистов: "Опыт монахов-исихастов… не есть опыт отдельных мистиков, а опыт, в принципе доступный всем христианам"1. Из этого следует, что "в православной аскетике должно иметься некое скрытое универсальное и социальное содержание, социальный завет, который делает подвиг всеобщей ценностью, создает притягательность этой сферы и оправдывает ее харизму"2.

Безусловными продолжателями традиции исихастов 14 в. православные традиционалисты 18 в. были в отношении не только Просвещения, но и во взглядах на пост3 и молитву. Для афонского монашества эти два понятия являются ключевыми и составляют основу жизни любого человека. Воспитанные и долгое время жившие этой традицией, они не только практически воплощали ее в своей собственной жизни, но и успешно попытались донести ее до масс4.

В своих произведениях участники «филокалического возрождения» подчеркивали универсальность и актуальность традиции непрестанной молитвы. Никодим Святогорец, например, исходил из того, что миряне «также должны заниматься духовным деланием, свойственным монахам, но вмененным в обязанность мирским людям». При этом традиционалисты отвергали обвинения в том, что навязывают мирянам правила «живущих вне мира монахов», и противопоставляли «аскетическое творчество» восприятию аскезы Просвещением, которое видело в ней только запреты и ограничения.

В произведениях традиционалистов умная молитва предстает как наиболее действенное средство к исцелению и обожению человека. Они исходили из глубокой убежденности в том, что все главные установки христианской жизни не обращены лишь к монахам, а имеют общечеловеческий смысл. В связи с этим Никодим Святогорец, Макарий Нотарас в сотрудничестве с другими традиционными просветителями принялись за издание «Добротолюбия» и других исихастских текстов, тем самым подчеркивая универсальность, и в тоже время актуальность традиции непрестанной молитвы. Со своей стороны Косма Этолийский не только научил людей творить Иисусову молитву5, но и раздал более трех сотен тысяч четок6. Есть основания полагать, что именно благодаря его стараниям, практика творения мирянами умной молитвы широко распространена в Греции и по сей день. На это, в частности, указывает и старец Паисий (Эзнепидис), полагавший, что «Иисусовой молитве греки научились у праведного Космы»7.

Расширительная трактовка сторонников Просвещения, относивших к предрассудкам многое в литургической жизни Церкви и традиционной православной мистики была для традиционалистов неприемлема.

Просветители на Востоке не были монополистами в борьбе с суевериями. Традиционалисты решительно выступили не только против безграмотности, но и против предрассудков и антинаучных доктрин, получивших широкое распространение в народе и распространяемых различными шарлатанами, пользовавшимися неграмотностью простых людей.

«Присутствовала опасность, что религиозные обряды в деревне могли стать просто магическими действиями, смешавшись с суевериями, унаследованными с языческих времен, писал С. Рансимэн. Поскольку религиозность деревни должна была означать нечто большее, чем просто магию, и должна была сохраняться на подлинно духовном уровне, то она нуждалась в опеке. Счастьем для деревни было, если по соседству с ней стоял монастырь, который являлся центром активной духовной жизни» 8.

«Избегайте магических трав… так как многие сыны диавола обманывают христиан, и чтобы получить деньги дают какие-то талисманы и для деторождения, и для сохранения здоровья, и для предсказания судьбы» 9, проповедовал Косма Этолийский. Никодим Святогорец посвятил обличению предрассудков значительную часть своего произведения «Благонравие христианское».

Постепенно завоевав авторитет среди соотечественников, традиционные просветители добились повсеместного распространения учебных заведений, ориентированных на предложенную ими образовательную методику, что приблизило осуществление заветной мечты об освобождении от иноземного владычества. К началу XIX века «просвещение распространилось повсеместно, каждый город и деревня соревновались между собой за лучшую организацию и функционирование своих школ».10 Особенно большим был вклад традиционалистов-исихастов, изгнанных с Афона после неудачного для них завершения коливадских споров. Они продолжили свою просветительскую деятельность и в изгнании, в различных областях Греции. При их непосредственном участии и поддержке были открыты новые школы и образовательные центры.

Большинство православных просветителей участвовали в международном издательском сотрудничестве. Впоследствии это способствовало перерастанию традиционализма в движение общеправославного масштаба, получившее широкое распространение не только в греческих землях, но и в ряде славянских государств.

Ярким примером сотрудничества стало издание исихастских произведений (прежде всего, «Добротолюбия») на славянском языке. Издание традиционалистами «Добротолюбия» стало толчком к возрождению исихастской духовности в России, Сербии, Болгарии, Румынии, а впоследствии вызвало большой интерес и на Западе, где было переведено на французский, английский, немецкий и испанский языки.

Владыка Амфилохий Радович называет Добротолюбие "корнем современного богословия"11. Такая постановка вопроса представляется вполне адекватной — современное православное богословие, более или менее свободное от влияния западной (католической и протестантской) традиции — заслуга участников филокалического возрождения, полемические произведения которых не в последнюю очередь способствовали преодолению этого влияния. Если на момент начала деятельности участников филокалического возрождения исихастская традиция переживала глубокий кризис, то их просветительская активность и деятельность по основанию монастырей способствовала их преодолению. «Именно им мы обязаны сохранению и сегодняшнему расцвету монашества причем как мужского так и женского».12

Афонские обители и большинство современных монастырей на Балканах придерживается тех принципов, которые возродили и сделали вновь актуальными участники филокалического возрождения. Традиция исихазма и «умного делания» составляет основу современного монашества.

Именно влиянию этого течения мы обязаны установлению необходимости частого причащения. Сейчас эта практика является повсеместно принятой во всех Поместных Православных Церквях, в то время как до публикации Афанасием Паросским, Никодимом Святогорцем и Макарием Коринфским трудов в защиту частого причащения, общепринятой практикой было причащение Святых Христовых Тайн один, два раза в год.

Часть 2

Источник: «Издательский дом Святая Гора»

Традиционалисты обращали свою деятельность не к конкретной социальной или национальной группе, а ко всему православному миру. Именно поэтому плоды их трудов до сих пор востребованы в православном мире.

Примечания:
1. Иоанн Мейендорф, протоиерей. Церковь, общество, культура в православном церковном предании // Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981. С. 155.
2. Хоружий С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия // Богословские труды. Вып. 33. М., 1997. С. 235.
3. Сами традиционалисты являли собой наглядный пример воздержания. Παπαδόπουλος Σ. Αγιος Μακάριος Κορίνθου. Ο γενάρχης του φιλοκαλισμού. Αθήνα, 2000 Σ. 131.
4. Φιλοκαλία. Τ. 1. Αθήναι, 1982. Σ. Κβ’.
5. По словам святого «эту молитву нужно всегда произносить «устами и умом, и днем и ночью, где бы вы ни были, едите вы или гуляете, работаете или отдыхаете». Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 51-52.
6. Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Καντιώτου Α. Μητροπολίτου Φλωρίνης. Κοσμάς ο Αιτωλός (Συναξάριον – Δηδαχαί – Προφιτειαί – Ακολουθία). Αθήνα, 1988. Σ. 201.
7. Γέροντας Παίσιος ο Αγιορείτης. Μαρτυρίες προσκυνήτων. Θεσσαλονίκη, 2003.
8. «Рансимэн С. Великая церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. Стр. 388-389.
9. Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία Αθήνα, 2002. Σ. 76.
11. Μαστρογιανόπουλος Η. Αναγεννιτικό κίνημα. Παραφυάδες των κολλυβάδων. Αθήναι, 1987.Σ.12.
12. Πρωτάτον. Αριθ. 85. Περιοδός Β’ Ιανουαριός-Μάρτιος 2002. Σ. 162.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий