Украинская греко-католическая церковь

Украинская греко-католическая церковь  (укр. Українська Греко-Католицька Церква, УГКЦ; православными верующими традиционно именуется униатской) — католическая церковь восточного обряда, обладающая статусом верховного архиепископата, действующая на Украине и в большинстве стран украинской диаспоры.

С ХV в. до середины ХVII в. большая часть современной Украины была отвоевана у России Речью Посполитой — объединенным польско-литовским государством — и входила в его состав до 1654 г. Политика польских магнатов на завоеванных украинских землях направлялась на ограничение влияния Русской Православной Церкви (РПЦ) среди украинского населения. Так, ими в 1458 г. в целях ослабления духовной связи украинцев с Москвой православная церковь на Украине и в Белоруссии выделяется в обособленную митрополию, подчиненную непосредственно Константинопольскому Патриарху. Затем в 1596 г. православным на Украине Папским Престолом при содействии польской знати была навязана Брестская уния, результатом которой стало провозглашение греко-католической церкви[1]. Тем самым православие в Речи Посполитой фактически было поставлено вне закона.

Возрождение православия на территории Украины началось в период подъема национально-освободительного движения украинского народа против польско-литовского владычества.

Одна из Восточных католических церквей. Возникла в результате заключения Брестской унии (союза) 1596 года, окончательно оформилась во Львове в 1700 г. Условия унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют свои традиционные обряды и язык богослужений, однако признают власть Папы Римского и католическую догматику. На западных землях Украины, включая Закарпатье, которые многие годы находились в составе католических государств, Греко-католическая церковь укоренилась и стала для большей части населения традиционной. В восточных землях Украины сохранилось исконное православие

В 1621 г. Патриарх Иерусалимский Феофан возобновил православную иерархию на Украину, что означало и возобновление Киевской православной метрополии, которая после воссоединения Украины с Россией в 1686 г. вошла с благословения Константинопольского Патриарха в состав Московского Патриархата.

К началу XIX века католичество восточного обряда на территории Российской империи было запрещено, а Киевская греко-католическая (униатская) митрополия — упразднена. Вместо неё Папа Римский основал в 1807 с центром во Львове Галицкую митрополию УГКЦ, которая стала правопреемницей ликвидированной Киевской униатской митрополии.

Католичество восточного обряда было в свое время отчасти распространено и на территории Российской империи. По приказу царя Николая I, в 1839 г. так называемым Полоцким Синодом греко-католичество в России было упразднено. Часть его приверженцев перешла в православие, часть — в римский католицизм, однако большинство осталось греко-католиками.

В XX веке в период между двумя мировыми войнами УГКЦ активно и быстро развивается, в частности благодаря деятельности митрополита Галицкого Андрея Шептицкого.

Уже в 1930-х гг. значительная часть приходского духовенства УГКЦ активно поддерживала украинские правые националистические движения, прежде всего — Организацию украинских националистов (ОУН). Многие клирики состояли в различных организациях националистического характера и играли в них весьма активную роль. В то же время священноначалие униатской церкви не выражало открыто поддержки ОУН, что было вполне объяснимо в условиях, когда Галиция находилась первоначально в составе Польши (1918 — 1939 гг.), а затем Украинской советской республики (сентябрь 1939—июнь 1941 гг.). Но уже с середины 1930-х гг. симпатии первоиерарха УГКЦ митрополита Андрея графа Шептицкого все более склонялись в сторону ОУН: глава униатской церкви налаживает конфиденциальные контакты с лидерами националистов и негласно оказывает им помощь. Однако наиболее явственно сближение греко-католической иерархии и украинских националистов проявляется с началом Великой Отечественной войны.

30 июня 1941 г. советские войска покинули Львов. В тот же день в город вошли батальон «Нахтигаль» и части бандеровских легионеров. Это произошло за несколько часов до появления во Львове первых германских соединений, что дало лидерам ОУН-Б определенную свободу действий, которой они не замедлили воспользоваться: уже утром 30 июня было провозглашено создание «Краевого правительства» во главе с бандеровцем Ярославом Стецько. После этого лидеры националистов направились в кафедральный храм УГКЦ — собор св. Юра, где их принял митрополит А.Шептицкий, благословивший «правительство» Стецько и бандеровских боевиков

Митрополит Андрей Шептицкий одобрил направление каппеланов в подразделения украинских коллаборационистов (дивизия СС «Галичина»). В своей полемике с инициатором создания дивизии бургомистром Львова В.Кубийовичем, призывал его обдумать политическкую целесообразность и моральную ответственность такого шага.

Поддерживая действия бандеровцев, митрополит Андрей Шептицкий  в июле 1941 года  обратился к народу с пастырским посланием следующего содержания:

«По воле Всемогущего и Всемилостивейшего Бога в Троице Единого началась новая эпоха в жизни Державной Соборной Самостийной Украины.
Народное Собрание, которое состоялось вчера, утвердило и провозгласило это историческое событие.
Уведомляя Тебя, Украинский Народ, о том, что услышаны наши неустанные молитвы, призываю Тебя к проявлению благодарности Всевышнему, верности Его Церкви и послушанию Власти.
Военные времена требуют еще многих жертв, но дело начатое во Имя Божие и с Божией благодатью будет доведено до успешного конца.
Жертвы, которые, конечно, необходимы для достижения нашей цели, заключаются прежде всего в послушном исполнении справедливых Божиих законов, которые не противоречат распоряжениям Власти.
Украинский Народ должен в эти исторические минуты показать, что имеет достаточно чувства авторитета, солидарности и жизненной силы, чтобы заслужить такое же положение среди народов Европы, в котором мог бы развить все Богом данные ему силы. Солидарностью, добросовестным исполнением обязанностей докажите, что Вы созрели к Державной Жизни.
Победоносную Немецкую Армию приветствуем как освободительницу от врага. Установленной власти отдаем должное послушание. Признаем Главой Краевого Правления Западных Областей Украины Пана Ярослава Стецько.
От правительства, Им призванного к жизни, ожидаем мудрого, справедливого управления гражданами, которое учитывало бы потребности и нужды всех проживающих в Нашем Крае граждан, невзирая на то, к какому вероисповеданию, народности и социальному слою они принадлежат. Бог да благословит все Твои труды, Украинский Народ, и пусть даст всем нашим Вождям Святую Мудрость Неба.
Дано во Львове при Арх. Храме св. Юра 1.VII. 1941 г.
+ Андрей Митрополит» .

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий