В католическую церковь я уже не вернусь («Time», США)

Папа римский Франциск лишь укрепил меня в моем решении уйти.

Род Дреер (Rod Dreher)

Род Дреер с семьёй Нетрудно понять, почему людям так нравится папа Франциск. После данного им на прошлой неделе сенсационного интервью многие заговорили о том, что Франциск с его добросердечностью и решимостью отвести догму на второй план является как раз тем человеком, который сумеет вернуть в лоно церкви многочисленных отпавших от нее католиков.

Возможно. Но я бывший католик, и слова Франциска лишь укрепили меня в моем решении покинуть католическую церковь, но не подорвали его.

Двадцать с небольшим лет тому назад, когда я в зрелом возрасте решил стать католиком, мне показалось правильным обратиться за наставлениями в университетский церковный приход, поскольку я считал, что там качество проповедей будет выше. После трех месяцев управляемого богопознания и бесконечных нотаций о том, что Бог есть любовь, я прекратил это дело.

Я согласен — Бог есть любовь. Но это ничего не говорит мне о том, что он ожидает от меня в том случае, если я стану католиком. Кроме того, я четыре года рассматривал возможность вернуться к христианской вере моей юности. Когда я в зрелом возрасте сделал первый шаг к возвращению в лоно церкви, я нашел очень многих добрых людей, которые говорили мне, что Бог — это любовь, однако никогда не призывали меня изменить мою жизнь.

А что же нужно было менять? Многое. Мне было понятно, что я испорчен и надломлен, и я был готов отвратиться от своих разрушительных грехов, став новым человеком. Единственное, от чего я не желал отказываться, это от своей сексуальной свободы, которая является моим неотъемлемым правом как американского гражданина с рождения. Однако я понимал, что не передав полностью свою волю в руки Господа, мне будет трудно обратиться в веру. К тому времени я начал с большой опаской относиться к своим отговоркам. Перейти в католичество с условием (что церковь не будет докучать мне по поводу моей сексуальной жизни) — это сродни попытке найти в религии психологическое утешение и комфорт, не принося при этом никаких жертв.

Но в университетском католическом приходе мне было сказано, что Бог любит меня таким, какой я есть, и что ничего больше мне делать не надо. Как-то раз уже в конце всего этого процесса до меня дошло, что вся наша группа в итоге примет католическую веру, не имея при этом никакого понятия о том, чему учит католическая церковь. Я сбежал, и годом позже меня приняли в лоно церкви уже в другом приходе.

Если о католической церкви вы узнаете только из газет, вас ждет потрясение, когда вы попадете туда. Средства массовой информации говорят об американском католичестве как о церкви, которая озабочена только сексом и абортами. Но это далеко не так. Я был правоверным католиком на протяжении 13 лет, регулярно ходил к мессе и был членом нескольких приходов в пяти городах нашей страны. Мне хватит пальцев одной руки, чтобы сосчитать количество пастырских наставлений на тему аборта и секса в том или ином виде. Скорее, эти проповеди носили лечебно-оздоровительный характер и всегда напоминали приторную нотацию с разными вариациями на тему «Бог есть любовь».

Ну да, так оно и есть. Однако воскресные проповеди этим и ограничиваются. Классическое католическое богословие останавливается на парадоксе любви и суда Всевышнего. Как показывает Данте в своей «Божественной комедии», любовь Господа — это его суд, которым он судит тех, кто его отвергает. Иисус в Евангелии проявляет сострадание к грешникам, которых отвергают строгие блюстители веры; но он также говорит, что они должны исправить свою жизнь и «больше не грешить».

Может, меня расстроило то, что священники отказываются читать проповеди о суде Божьем вместо проповедей о его милосердии? Ни в коем случае. Разочарование у меня вызвало то, что они вообще не хотят читать проповеди о суде Божьем. А это все равно что читать проповеди о Христе без креста. Я знал, из каких глубин греха спасаюсь, и мне казалось неправильным относиться к его поразительному всепрощению как к обычной любезности. Как говорится в одной песне регги, «все хотят попасть в рай, но никто не хочет умирать».

В своей последней книге об англиканстве «Our Church» (Наша церковь) философ Роджер Скрутон (Roger Scruton) пишет, что величайшая проблема современного мира это «утрата привычки каяться». Если говорить в целом, то как мне кажется, американская католическая церковь не проявляет особого интереса к покаянию, потому что у нее нет особого интереса к реальности и сущности греха. Превратившаяся в стереотип идея о том, что католическая церковь — это одержимая мыслью о грехе и приверженная строгому соблюдению норм теплица, откуда-то должна была появиться. Но по мнению таких как я католиков, которые родились в конце 1960-х, столь ограниченное и жалкое представление о церкви вполне могло появиться еще в древности.

Современная эпоха глобального католицизма началась в 1959 году, когда новоизбранный папа Иоанн XXIII попытался «отворить окна» затхлой старой церкви навстречу современному миру, созвав Второй Ватиканский собор. Спустя три года в своем обращении к этому собору харизматичный и добродушный папа призвал к «новому подъему, новой радости и ясности ума в безоговорочном принятии всеми христианской веры во всей ее целостности» без компромиссов по ее догматам. В открытые окна влетел яростный дух нового времени, сметая практически все на своем пути. В последующие десятилетия произошел крах католического катехизиса и католической строгости. Так называемый «дух Второго Ватиканского собора», ставший ложным толкованием его истинного учения, превратился в оправдание многих последующих бесчинств и злодеяний.

В 2002 году, когда в стране разразился сексуальный скандал с участием духовенства, стала понятна вся глубина церковного гниения и распада. Все эти блаженные разговоры и заявления типа «не судите, да не судимы будете» были лишь фасадом, прикрывавшим «мерзость» в церкви, как скажет потом кардинал Йозеф Ратцингер, ставший позднее папой Бенедиктом XVI. Многие американские иерархи использовали бесценный христианский язык любви и прощения для того, чтобы прикрыть собственную непристойную наготу мантией ложного приличия и милосердия.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий