Византийская ставротека из Константинополя, называемая ныне «Лимбургской»

 Византийская ставротека «Лимбургская»

Выставленная в музее «Лимбургская ставротека» весом 11 кг имеет следующие размеры: длина — 48 см, ширина —35 см и высота — 6 см. По данным ученых, деревянной ее основой является сикомор ( 2, с. 4) или так называемая «библейская смоковница». Это дерево из семейства тутовых несколько раз упоминается в Cвященном Писании (Амос.7:14; Ис.9:10). В синодальном переводе Библии сикомор заменен на смоковницу (Лк.19:4) — дерево, на котором сидел Закхей, высматривая на дороге Иисуса Христа. Согласно одной коптской легенде, под сикомором укрылось Святое семейство во время бегства в Египет.

Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская» Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская»

Стенки ставротеки снаружи и внутри оформлены позолоченным серебром и богато украшены драгоценными камнями, эмалью и чеканкой. Вся ее поверхность покрыта миниатюрными изображениями, выполненными в технике перегородчатой эмали.Символическое прочтение украшений ставротеки стало предметом изучения не только немецких, но и российских знатоков церковного ювелирного дела (См.: 6). Последние акцентируют внимание на «мотивах цветного сияния, связанных с символическими ассоциациями — Солнца, Царства, Славы и Истины», как излюбленных мотивах византийского искусства. Необычайный интерес ромеев, как называли себя жители Византии, вызывала «символика золота и драгоценных камней — материи, искушенной огнем, девственной, не подверженной порче и тлению» ( Там же).

Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская» Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская»

Выдвижная и закрывающая Святой Крест крышка имеет внизу застежку. Большая часть поверхности крышки представляет собою сложное обрамление деисусной композиции (См.: 6). На лицевой ее стороне — девять квадратных изображений с величественными фигурами Христа Вседержителя и предстоящих Ему Богоматери, Архангелов и Иоанна Предтечи. Они — в среднем ряду, а в верхнем и нижнем рядах попарно расположены изображения святых апостолов. Все фигуры выполнены очень изящно и тонко детализированы. На поверхности крышки выделяютсяшесть декоративных розеток в виде стилизованных лепестков распустившегося цветка.

Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская» Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская»

Розетки богато украшеныжемчужинами, филигранью и отшлифованными драгоценными камнями овальной или шаровидной формы. Изумруды, сапфиры и гранаты обработаны способом кабошон, при котором камни, заключенные в решетчатые обрамления, имеют гладко выпуклую и отполированную поверхность без граней. Оборотная сторона крышки представляет собою защитную мягкую поверхность из белой замши, предохраняющей Святой Крест от повреждений.

Обoротная сторона ставротеки «Лимбургская» Обoротная сторона ставротеки. Фото автора Обoротная сторона ставротеки. Фото автора

В центре самой ставротеки, в специальном крестообразном углублении, выдолбленном в крепкой древесине сикомора и обитом позолоченным серебром, находится главная реликвия – шестиконечный Святой Крест. Его поверхность покрыта семью соединенными между собой тонкими фрагментами-щепочками Честного Животворящего Древа Креста Господня миллиметровой толщины. Эти святые частицы Древа мастерски вмонтированы и укреплены на деревянной основе креста, cоставленного также из сикомора и обрамленного в золотую оправу с драгоценными камнями.

Святой Крест из ставротеки Святой Крест из ставротеки

Слева и справа от крестообразного углубления, где хранится Святой Крест, находятся эмалевые изображения иерархии небесных чинов. Святой Крест охраняют Ангельские силы, возвещающие Воскресение Спасителя. Воинство Небесное составляют Архангелы, пламенеющие шестикрылые Серафимы, приближенные к Престолу Божиему Херувимы (См: 6).На оборотной стороне золотого корпуса Святого Креста записаны красивой вязью имена императоров Константина VII и Романа II, что и дало повод немецким ученым датировать его изготовление между 945—959 годами — времени соправления отца и сына. Ученые, исследовавшие поверхность ставротеки, обнаружили на ней надпись следующего содержания: «Как прежде Христос, сокрушив Крестом силы ада, воскресил мёртвых, так и нынче венценосные Его полководцы с Его помощью сокрушают дерзость варваров». По сторонам от крестовидного углубления, среди херувимов и серафимов, находятся 10 правильной формы потайных контейнеров-ковчежцев c открывающимися дверками и предохранительными стеклянными рамками внутри. Они предназначались для хранения в них ценных реликвий из земной жизни Спасителя и Божией Матери, но в настоящее время ковчежцы пусты. По всему периметру реликвии, имеющей в верхней ее части металлическую петлю для подвешивания, на ее боковых стенках и внизу находятся чеканные и гравированные орнаментальные ленты- надписи.

Оборотная сторона ставротеки  Оборотная сторона ставротеки Оборотная сторона ставротеки

На позолоченном поле оборотной стороны ставротеки чеканкой исполнены две звезды и между ними большой шестиконечный голгофский крест на ступенчатом основании. От самого подножия этот величественный и украшенный внутри орнаментом крест процветает красивыми узорными листьями и витыми усиками травянистого растения аканта, произрастающего в Средиземноморье. Таким символическим изображением креста лучшие византийские мастера-ювелиры подчеркивали силу Животворящего Креста Господня.

Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская» Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская»

В той же «Камере реликвий» у центральной его стены находится и большой крест-реликварий с уникальными святынями. До 1908 года они хранились в десяти маленьких контейнерах-ковчежцах на лицевой стороне византийской святыни. Одна из надписей на ней гласит, что изображения с перогородчатыми эмалями на реликвии были изготовлены при участии паракипеона, то есть верховного правителя Византии с 945-го по 985-й год, Василия Лакапина ( или Лакапиноса, Лекапеноса; умер ок. 985).

Крест-реликварий Крест-реликварий Крест-реликварий Крест-реликварий

Первоначально в ставротеке хранились: капли Святой Крови Спасителя на ткани; шип от Тернового венца; часть пеленок Богомладенца; фрагменты убруса для омовения ног и Плащаницы; части плата (мафория) и пояса Богородицы; части льняного сукна из туники и багряницы Иисуса Христа; часть губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть волос и кровь Иоанна-Крестителя (2, с. 6).

За окошком креста-реликвария хранится частица багряницы Спасителя.   За окошком креста-реликвария хранится частица багряницы Спасителя.

Другие немецкие источники сообщают, что на левой стороне византийского реликвария (сверху – вниз) хранились: части Тернового венца Спасителя; пеленок Богомладенца; «гробового покрова»Иисуса Христа (вероятно, имеется в виду не Плащаница, а «Sindon Munda» — т.е. погребальное покрывало, которым накрыли Тело Иисуса Христа после Его распятия на Кресте; либо ткань, покрывавшая мраморный Гроб Cпасителя. – Примечание А.Х.); частицы плата Божией Матери и пояса Пресвятой Девы Марии ( «от епископа фон Цела»). На правой стороне хранились частицы: багряницы Иисуса Христа; Плащаницы; губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть пояса Богородицы; часть волос Иоанна-Крестителя (См.:7).

 

Сохранились сведения, что в 1835 году, когда ставротека поступила в епископство Лимбурга, во всех ее ковчежцах находилось всего лишь семь реликвий. Учеными сделан вывод: в течение столетий некоторые из находившихся в ставротеке реликвий изымались или обменивались на другие. История происхождения самих реликвий из Византии до конца не изучена. Некоторые аналогичные реликвии, какие были вложены в ставротеку, находятся в Кельне, Ахене и его пригороде Корнелимюнстере. В настоящее время десять реликвий «Лимбургской ставротеки» сохраняются за небольшими кристаллическими окошками напрестольного креста-реликвария. Он изготовлен в городе Фульда одним из самых известных церковных ювелиров Германии Вильгельмом Раушером (1864—1925), чьи драгоценные изделия из золота и серебра хранятся ныне в ризницах нескольких крупнейших соборов ряда европейских стран.

…Вот уже более полувека в небольшой город Лимбург-на-Лане самый большой наплыв паломников из двух основных христианских церквей в Германии приходится исключительно на середину сентября. В это время здесь проходит традиционная Неделя Креста, в центре которой находится почитание главной реликвии города — Cвятого Креста. На Западе имеется и немало скептиков, давно издевающихся над реликвиями, связанными с Распятием Иисуса. Они утверждают, что в Европе имеется (далее приводим цитату оппонента в адрес подобных атеистов — американского доктора философии и археолога Дональда Р. Райана) «достаточно кусков Креста Господня, чтобы построить корабль (или церковь, или что-нибудь еще). Это старое высказывание повторяли так частo, что один предприимчивый исследователь решил доказать обратное. В 1870 году Ж. Руолт де Флери объявил, что он вычислил количество дерева, из которого состоял крест. Он измерил каждый фрагмент Креста Господня в Европе. Результат? Общего количества деревянных частей, из которых якобы состоял Крест Господень, хватило бы ли на треть его размера, что эффективно опровергает мнение скептиков» ( 4, c. 249).

…Cкептики и атеисты не приезжают в Лимбург на празднование Святого Креста. Основные мероприятия проходят в основанном в 1235 году Кафедральном cоборе святого Георга, называемого местными жителями Домским собором, а также во всех городских церквах и на открытых площадках города. По данным германских СМИ, в Лимбурге впервые и широко демонстрировали византийскую ставротеку с частицами Животворящего Креста Господня в середине сентября 2009 года. В эти же дни в городе проходил международный научный симпозиум, в повестке дня которого были новые исследования византийской святыни. Выставка в Епархиальном музее длилась до 15 ноября, а с 1 декабря по 31 января 2010 года ставротеку из Константинополя показывали на выставке во Франкфурте-на-Майне. В наши дни Сокровищница и Епархиальный музей работают только с середины марта и до середины ноября, а в зимние месяцы они закрыты для посетителей.

Литература:

1. Domschatz und Diözesanmusem. Limburg an der Lahn. -Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2008.
2. B. Kreutz. Heinrich von Ulmen (ca. 1175–1234). Ein Kreuzfahrer zwischen Eifel und Mittelmeer. .Вкн: Porträt einer europäischen Kernregion. Der Rhein-Maas-Raum in historischen Lebensbildern. Trier 2006, S. 80–91
3. Kloft M. -T. Dom und Domschatz in Limburg an der Lahn . — Limburg:Die Blauen Bücher, 2013.
4. РайанД. Загадки Библии. — М.: Астрель,2011
5. Ševčenko N. The Limburg Staurothek and its Relics // THYMIAMA. -Athens, 1994, P. 289- 294.
6. Есинская И. Cокровище древней Византии. — Cм.: ж. «Церковный ювелир» № 37 (зима-весна 2013 г.).
7. Холодюк А. Святыни германского Лимбурга. — См. электронный ресурс: http://spbda.ru/news/a-3303.html

Источник: «Издательский дом Святая Гора»

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий