Вы зашли в храм (продолжение)

Старообрядческий храм во имя святителя Николы Чудотворца.

Слава Богу за все! Сегодня мы можем свободно говорить о православной, то есть правильно славящей Бога вере, которую имеют и до скончания века будут иметь православные христиане, ныне называемые старообрядцами.

Какая разница! Бог един! – говорят не задумывающиеся о вере люди, не подозревая, что выражают тем самым сущность экуменической ереси. Ведь в то, что Бог един, веруют не только православные христиане, но и католики, и протестанты, и иудеи, и мусульмане… Но почему мы не католики и не протестанты? Почему нам не безразлично, как славить Бога и как возносить Ему молитвы? Об этом нам подобает, по словам апостола, быть всегда готовыми «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр., 3, 15).

В наше время открыты двери многочисленных храмов, существует множество разнообразных религиозных обществ. Как и предсказано Писанием, уже восстают лжехристы и лжепророки и совершаются великие знамения и чудеса, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф., гл. 24 ст. 24).

Ищущий истинную веру непременно должен разобраться в основах православного мировоззрения, ибо Святое писание учит: «Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф., 5, 10) и «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес., 5, 21). «Не всяк глаголяи ми Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяи волю Отца Моего» (Мф., гл. 7 ст. 21).

Господь сказал апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк.,10,16). Апостол Павел продолжил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Исус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр.,13,7-9).

Этим определяются условия формирования православного мировоззрения, ставится запрет проникновению новых, чуждых православию измышлений; определяются основы христианской преемственности и послушания церковным учителям.

На правом исповедании апостола Петра Господь созидает Церковь – Единую, Святую, Соборную и Апостольскую: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф., 16, 18). Христос – Глава Церкви, единой и единственной. Эта Церковь, вне которой нет спасения, вечно будет пребывать неодоленной от врат адовых. Это спасительный корабль в бурном море бытия.

Учение Христа вечно, истинно и не противоречиво. И Церковь Христова не утверждает сегодня одно, а завтра совершенно противоположное, не измышляет новых догматов, не может хулить истинно проповеданное учение или отменять наложенные на него клятвы «яко не бывшие»6.

Апостол Павел назвал Церковь телом Христовым. И каждый должен задуматься: принадлежу ли я к телу Христову? Объединен ли я с ним общим исповеданием, связан ли с ним таинствами церковными? Ведь вне церковного единства суетными становятся и личное благочестие, и чудеса, и пророчества…
Среди множества христианских сообществ не так-то легко найти то, которое можно было бы с уверенностью назвать единой Христовой Церковью. История свидетельствует, что ряд древних восточных церквей отделились от православия еще в эпоху Вселенских соборов; католическая церковь отпала от Церкви Христовой, встав на путь измышления новых догматов. Протестанты, отколовшись от католиков, не пошли путем православия, но еще более удалились от него. На христианском Востоке с середины XVII века защитники православия преследовались, а церковное предание искажалось…

Но можно ли считать виновных в искажении церковного предания чуждыми Церкви? – Вот что изрекли Святые отцы на Седьмом вселенском соборе7: «Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви… и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в кафолической Церкви законных преданий… определяем, чтобы таковые, если
это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы»8. «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно». И, наконец: «Кто уничижает какое-либо предание церковное, писаное ли то, или неписаное, тому анафема»! 9.

Но как быть, если искажают церковное предание и, следовательно, уклоняются от православия сами учители церковные? Не лучше ли в этом случае христианам проявлять смирение и послушание таким церковным пастырям? Ведь говорил же апостол Павел: «Поминайте наставников ваших» и «подражайте вере их». Может быть, идя вместе с заблуждающимися братьями, мы этим проявим к ним любовь? Но тот же апостол
поучает, что любовь «не радуется о неправде, а сорадуется истине» (1 Кор., 13, 6). И святитель Иоанн Златоуст, толкуя приведенные выше апостольские слова, повелевает удаляться от наставников, погрешающих по отношению к вере, а значит, и от тех, которые уничижают предание церковное, от тех, на которых лежит анафема Вселенского собора: «А что скажешь, когда (наставник) не хорош, – тогда не нужно повиноваться ему? Не хорош, – в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба» (Беседа 34 на посл. к Евр.).

К сожалению, за сторонниками реформ последовало множество людей: как клириков, так и мирян, и ныне только среди православных старообрядцев сохраняется непрерывная духовная связь с древним преданием, передающимся со времен апостолов.

Несмотря на признание старых обрядов равночестными и спасительными, новообрядцы продолжают считать старообрядцев еретиками. Освященный Синод РПЦ МП в мае 2014 года официально подтвердил свое определение от 1888 года, по которому для присоединения старообрядцев к требуется миропомазание. А это значит, что совместное моление без чина отречениея от ереси невозможно.

Надо отметить, что по отношению, например, к католикам таких строгих правил в господствующей церкви не наблюдается, да и практикуемое повсеместно обливательное и даже окропительное «крещение» не счтается предосудительным.

Таким образом, строгие правила поведения в старообрядческих храмах для инославных в том числе направлены на предотвращение нарушения порядков их собственных упований.

Согласно Православному учению, христиане, удаляясь от молитвенного общения с представителями других конфессий, считают их своими заблудшими братьями, и, ненавидя неправду, не переносят эту ненависть на них лично. Веруя во всемогущество Божие, они надеются, что Господь приведет, уцеломудрит и совокупит во едино всех искренне любящих святую Истину, чтобы было едино стадо и един Пастырь.

Православные христиане, ныне называемые старообрядцами, не смущаются тем, что иные конфессии гораздо многочисленнее и обладают значительно большей влиятельностью. Господь сказал: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.,12,32). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.,18,2). «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.,28,20). Согласно этим словам
Спасителя, несмотря ни на какие гонения в православных храмах до второго Его пришествия будет совершаться божественная литургия, святые таинства будут просвещать и укреплять верных, а Церковь Христова будет украшаться новыми святыми подвижниками.

Примечание

6 Поместный Собор новообрядческой церкви 1971 года признал старые и новые обряды «равночестными и равноспасительными», а многочисленные порицания и проклятия в адрес древнего благочестия (в том числе соборные) «яко не бывшими».
7 Собор был созван в 787 году против иконоборческой ереси, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял
из 367 отцов.
8 Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Казань, 1891. Т.7.Стр.285.
9 Там же, cтр. 284 и 294.

 

Начало/ Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий