Вы зашли в храм

Святыни, находившиеся у старообрядцев, изымались. Если в 17 веке у них обнаруживали мощи святых, то их повелевалось «зарывать в землю, чтобы раскольники не могли вырыть», а Святые Дары — сжигать. Также предписы­валось отбирать у них дораскольные книги.

В то время как всем народам Российской империи в 1775 году была дарована свобода вступать в брак по их обрядам, повсюду дей­ствовали распоряжения, по которым старо­обрядцам запрещалось совершение важней­ших таинств — брака и крещения!

Начиная осознавать, что война власти про­тив своего народа может оказаться выгодной врагам России, с 1761 года старообрядцам, бежавшим от преследований, разрешили вер­нуться из-за границы. С 1782 года их осво­бодили от двойного налогообложения, хотя оформлять и наследовать имущество они не могли вплоть до ХХ века.

Несмотря ни на что, гонимые за веру, наши предки всегда оставались достойными сына­ми своего отечества. Герой войны 1812 года генерал от кавалерии, Донской атаман Матвей Платов, старообрядец, победоносно участво­вал во всех войнах конца XVIII — начала XIX века. Исторически во многих регионах России казачество поголовно исповедовало древлеправославие.

Победив французов, Матвей Иванович по­жертвовал Рогожскому кладбищу походную полотняную церковь во имя Пресвятыя Трои­цы дониконовского освящения, которая вме­сте со старообрядческим священником сопро­вождала его во время войны с Наполеоном. Московские верующие на непродолжительное время получили от властей разрешение по большим праздникам служить в ней литургии. До этого службы со священником на Рогож­ском шли тайно и потому весьма редко.3

С 1832 года новые жестокие гонения об­рушились на старообрядческое духовенство. Священников старого поколения станови­лось все меньше, вновь принятых вылавли­вали власти.

Произошло оскудение иерар­хии, которое было преодолено только после появления в России своих епископов.

Поскольку много лет старообрядцы вынуж­дены были скрываться и не имели достаточ­ного общения между собой, образовалось несколько различных толков, или согласий. Два основных течения старообрядцев — по- повцы и безпоповцы.

Безпоповцы ошибочно считают, что в мире воцарился антихрист, и истинное священство исчезло после смерти последнего из священ­ников, рукоположенного до реформ. Из их богослужения были исключены все элементы, которые полномочен выполнять священник или дьякон. В организациях безпоповцев сло­жился институт мирян-наставников, выполня­ющих функции духовных отцов. Большинство безпоповцев необоснованно полагают ново- обрядцев еретиками «первого чина», для прие­ма которых в молитвенное общение требуется повторное крещение.

В отличие от них, приемлющие священство поповцы полагают новообрядцев еретика­ми «второго чина», для приема которых в со­вместное моление достаточно миропомаза­ния, но при условии, что крещен человек был погружательно. При этом, как правило, у них сохраняется и духовный сан лица, переходя­щего в ненарушенное ересью Православие.

В 1846 году, по воле Божией, боснийский Митрополит Амвросий4 присоединился к гони­мой Церкви Христовой. С его присоединением была восстановлена трехчинная иерархия, и для священнического чина наконец исчезла угроза исчезновения. Многие епископы и свя­щенники были впоследствии арестованы, но истинная Церковь неуклонно возрождалась.

В 1883 году законодательство по вопросу раскола стало немного либеральнее, но толь­ко после известного указа Николая II об укре­плении начал веротерпимости (1905г.) старо­обрядцы были уравнены в правах с остальным населением России. Возрождение Церкви и открытой приходской жизни было мощным, стремительным, но недолгим.

В течение нескольких лет после дарования религиозных свобод было зарегистрировано несколько тысяч старообрядческих общин, построены сотни храмов и монастырей. Долю старообрядцев в общем населении России на­чала ХХ века ученые оценивают в 20-25%.

Целеустремленность и стойкость в вопро­сах веры, поголовная грамотность, взаимная поддержка предопределили бурное развитие предпринимательства среди староверов в кон­це XIX — начале XX века. По оценкам исследо­вателей, значительная часть промышленного производства России начала прошлого века была сосредоточена в руках старообрядцев. Некоторые отрасли, такие как текстильная, оптовая торговля зерном, контролировались ими практически полностью. Знаменитые ди­настии промышленников и купцов Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, Солдатенковых, Бутиковых, Рахмановых, Трегубовых, Пугов- киных, Трындиных, Зиминых, Мальцевых, Ши­баевых, являлись образцом для тысяч сред­них и мелких предпринимателей-староверов по всей стране. Их глубокая религиозность и набожность, активная меценатская и благо­творительная деятельность до сих пор напо­минает о себе в виде действующих больниц, фабрик, заводов, церквей, музеев.

После революции 1917 года старообрядцы подверглись (на этот раз вместе со всеми верующими России) гонениям от безбожной власти. Солженицын писал, что именно ре­форма XVII века, нанесшая удар по традици­онному мировоззрению православного че­ловека, послужила благодатной почвой для чудовищных по своим последствиям револю­ционных событий XX века.

В настоящее время чада старообрядческой Церкви живут во многих странах мира. Одиннад­цать епархий Русской Православной старообряд­ческой Церкви на территории России и бывших союзных республик насчитывают более 250 пос­тоянно действующих приходов. Практически в каждом крупном городе или районе ревнителям благочестия удалось сберечь веру своих пред­ков. Число же мест, в которых продолжают свя­то хранить древние традиции, но где из-за утра­ты храмов тяжело поддерживать регулярные богослужения, не поддается подсчету.

Точных данных о количестве православных христиан, относящих себя к последователям старой веры, нет. До революции их было око­ло 15-20 миллионов. В настоящее время не­которые авторы приводят оценочные числа — около двух миллионов, из которых около по­лутора миллионов приемлют священство. Их духовно окормляют два Митрополита — при­емники иерархии, восстановленной св. Ми­трополитом Амвросием: преосвященнейший Корнилий, Митрополит Московский и всея Руси и Леонтий архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Митро­полит. К московской митрополии в основном относятся приходы на территории бывшего СССР, география которых приводится ниже. До революции многие места, где сейчас рас­положены приходы, практически полностью были старообрядческими.

В Московскую епархию входят приходы Москвы, Московской области, Орехово-Зуевс­кого, Егорьевского, Павлово-Посадского, Наро- Фоминского районов, Калужской, Рязанской областей, в т.ч. Боровска, Вереи, Коломны, Лыткарина, Тулы, Калининграда, Респ. Крым.

В Нижегородско-Владимирскую епархию входят приходы Владимирской, Ивановской, Нижегородской областей, в том числе горо­дов Арзамаса, Бора, Вязников, Владимира, Иваново, Коврова, Меленок, Нижнего Нов­города, Суздали и известного села Рытово.

В Казанско-Вятскую епархию входят при­ходы Кировской области, Удмуртии, Рес­публики Марий-Эл, в том числе городов Ижевска, Йошкар-Олы, Набережных Челнов, Казани, Кирова, Омутнинска, Чебоксар.

В Донскую и Кавказскую епархию входят приходы Волгоградской, Ростовской обла­стей, Краснодарского, Ставропольского кра­ев, Республики Адыгеи, в том числе городов Астрахани, Волгограда, Ессентуков, Кисло­водска, Краснодара, Ростова-на-Дону.

В Уральскую епархию входят приходы Пермского края, Свердловской области, в том числе городов Верещагино, Екатерин­бурга, Миасса, Оренбурга, Очера, Перми.

В Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию входят приходы Примор­ского края, Амурской, Читинской областей, Республики Бурятии, Респ. Саха, в том числе городов Большой Камень, Владивостока, Ир­кутска, Магадана, Свободный, Улан-Удэ, Уссу­рийска, Хабаровска, Читы, Якутска.

В Ярославско-Костромскую епархию вхо­дят приходы Архангельской, Вологодской, Костромской, Мурманской, Ярославской об­ластей, Респ. Коми, в том числе женский мо­настырь в с.Улейма Угличского района.

В Новосибирскую и Томскую епархии вхо­дят приходы Алтайского Края, Кемеровской, Томской областей, Казахстана, Киргизии, Ре­спублик Тыва и Хакасия, в том числе городов Алматы, Барнаула, Бийска, Бишкека, Иркут­ска, Кемерово, Красноярска, Кызыла, Мину­синска, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Усть-Каменогорска.

В Санкт-Петербургскую и Тверскую епар­хию входят приходы Брянской, Ленинград­ской, Псковской, Смоленской, Тверской областей, Белоруссии и стран Балтии, в том числе городов Великий Новгород, Новозыбко- ва, Ржева, Санкт-Петербурга, Гомеля.

В Самарскую и Саратовскую епархию входят приходы Саратовской и Пензенской областей, в том числе городов Балаково, Самары, Сарато­ва, Сызрани, Тольятти.

В Кишиневскую и всея Молдавии епархию входят приходы Флорештского, Дондюшанско- го, Лазовского, Резинского районов, а также городов Бельцы, Бендеры, Кагула, Кишинева, Оргеева, Тирасполя, сел Кунича, Покровка.

В Киевскую и всея Украины епархию входят приходы Винницкой, Донецкой, Киевской, Ки­ровоградской, Луганской, Одесской, Хмель­ницкой, Черниговской, Черновицкой обла­стей, в том числе городов Балты, Бершадь, Вилково, Винницы, Днепропетровска, Измаи­ла, Каменца-Подольского, Керчи, Киева, Ки- лии, Клинцов, Одессы, Черновцов, Харькова, Хотина, села Белая Криница и п.г.т. Добрянка.

Митрополит Леонтий возглавляет иерар­хию с центром в г. Браила, Румыния5.

В нее входят более сорока приходов в го­родах Ботошань, Браила, Васлуй, Галац, Констанца, Нямц, Сучава, Тульча, Яссы и их окрестностях, в том числе два монастыря и населенные пункты с такими звучными назва­ниями как Русская Слава, Черкесская Слава.

Примерная численность старообрядческих поселений в Румынии, по официальным дан­ным, составляет тридцать восемь тысяч чело­век, а по неофициальным — около ста тысяч. Все поселения являются местами компактного проживания выходцев из России, жители по мере сил сохраняют язык, уникальный быт и традиции, не тронутые не только революцией, но и притеснениями ХУШ-ХІХ веков, т.к. пере­брались сюда еще при жизни патриарха Никона.

За пределами бывшего Союза и Румынии ми­трополиты окормляют три прихода в Америке (Гервайс, штат Орегон, Николаевск, штат Аля­ска, Либби, штат Монтана), три в Австралии (Сидней, штат Новый Южный Уэльс и Мель­бурн, штат Виктория), Канаде (Фэарвью, про­винция Альберта), Италии (Турин), Болгарии (Татарица, область Силистра), Испании (Амо- ребьета), Португалии, Венгрии и Уганде.

Весьма многочисленные (некоторые до нес­кольких тысяч прихожан), старообрядческие общины безпоповцев расположены также во многих других городах и странах. С сожалени­ем приходится признать, что после революции с лица земли исчезли сотни общин и храмов.

Слава Богу за все! Сегодня мы можем сво­бодно говорить о православной, то есть пра­вильно славящей Бога вере, которую имеют и до скончания века будут иметь православные христиане, ныне называемые старообрядцами.

 


1.  Ныне Стамбул

2.  Поместный собор Русской Церкви, созванный в 1551 году митрополитом Макарием при содей­ствии Иоанна Грозного. Вплоть до конца XIX века Синодальная церковь отрицала его существование.

3. В 1854 году алтари Рогожских храмов были опе­чатаны властями при участии Синода. В течение 50 лет доступа для служения в них у верующих не было.

4. В 1996г. на всемирном соборе Православной Старообрядческой Церкви в Белой Кринице ми­трополит Амвросий был причислен к лику святых исповедников за правую веру.

5 До 1940 года центр митрополии находился в селе Белая Криница (в прошлом — Австро-Венгрия, ныне — Черновицкая обл. Украины)

Далее

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий