Хиджаб в Библии и Торе

Монашка

В буквальном смысле «хиджаб» означает «покрывало, завеса».

Хиджаб — это не просто форма одежды, это понятие, которое касается нравственных границ и уважения к женщине.

Он свидетельствует о сплоченности общества и символизирует скромность. Часто под хиджабом подразумевают просто платок.

Иногда смысл этого головного убора расширяется в соответствии с местными культурными стандартами, тогда речь идет об афганской бурке, иранской чадре или пакистанском шальвар-камизе.

Хиджаб имеет множество смыслов; в этой серии статей мы поговорим о хиджабе как о головном уборе, а также хиджабе в Библии и Торе.

Первое известное нам свидетельство о хиджабе дошло до нас в ассирийском своде законов ХІІІ века до н.э. Судя по этому документу, тогда хиджаб могли носить только знатные женщины. Проститутки, рабыни и женщины из низших слоев не имели права покрывать голову и волосы.

Мы можем более-менее уверенно утверждать, что в древней Греции и Риме женщины тоже носили покрывало. В частности, в Риме это, по-видимому, было связано с религиозными обрядами.

Что касается Греции, то, судя по скульптурам и росписи на керамике, благородные женщины не выходили из дома с непокрытой головой. По мере совершения новых открытий, наши представления о том, как выглядел древнегреческий «хиджаб» и в каких случаях он соблюдался, могут меняться, но мы можем с точностью сказать, что гречанкам не был чужд обычай покрывать голову.

Примечательно, что  библейские стихи, в которых христианам объясняется, почему женщине следует покрывать голову, особенно во время молитвы и в церкви, дошли до нас от апостола Павла в его посланиях к коринфянам.

Коринф располагался на полуострове в южной части Греции и во время написания посланий относился к Римской империи. В культурном отношении город представлял собой сплав римской, греческой и иудейской традиций. Какие же культурные нормы здесь сохранялись, несмотря на смену империй и властителей?

В послании Павла к коринфянам говорится:

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая».

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему и жена должна иметь на голове своей знак власти над нею для ангелов»

Во времена раннего христианства женщины носили головной убор и в церкви, и в общественных местах. До некоторой степени этот обычай сохранился среди христианских женщин вплоть до конца XIX начала XX века.

В Коринфе, так же как и в других городах во времена христианства, головной убор у женщин был, а в некоторых конфессиях и до сих пор остается, признаком покорности властям, Богу и мужу.

В Египте II века христианский богослов Климент Александрийский писал:

«В церковь муж и жена должны идти прилично одетые, походкой не напускной, храня молчание, к ближним пламенея нелицемерной любовью (Рим. 12:9; 2 Кор. 6:6), чистые телесно, чистые сердцем, настроенные к молитве. От жены в особенности желательно, чтобы она выходила из дома совершенно закрывшись. Это сообщает ей вид степенности, но и для высматривателей она остается невидимой, так что никакого преткновения из сего не выйдет ни для нее самой, ибо ее глаза нравственной стыдливостью и покрывалом будут прикрыты, но и никакому постороннему мужчине собой она греха не навяжет, доколе лица не откроет. Так хочет этого Логос; для женщины это прилично, чтобы она молилась с покрывалом на лице» (Климент Александрийский, «Педагог»).

В Западной Европе исторические корни женского головного убора восходят ко временам Византии, где покрывало на голове означало высокое социальное положение семьи, к которой принадлежала женщина. В Средневековье всевозможные платки были обязательным атрибутом замужних женщин.

На картинах, изображающих горожанок Западной Европы, мы часто видим, что их одежда оставляла открытым только лицо. В то же время, крестьянок и женщин низших сословий, ходивших простоволосыми, воспринимали как распущенных, легкодоступных, которых не грех и оскорбить. Такое же неуважительное изображение женщины с непокрытой головой мы наблюдаем и в мусульманском контексте. Например, Коран гласит, что покрывало указывает на высокое положение верующей женщины.

«…Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям...» (Коран, 33:59)

На протяжении всей истории христианства головной убор был обязателен для монашек. Обычно их и узнают по характерному покрывалу на голове, напоминающему мусульманский хиджаб.

В Средние века вне дома европейки ходили только с покрытой головой, и монашеские головные уборы зачастую создавались под влиянием светской моды, отражая звание монашек как «невест Христовых». Считалось, что приняв постриг, женщина отрекается от мира, чтобы служить только Господу, однако порядочные замужние женщины тоже пользовались уважением.

Есть основания считать, что обычай испанских женщин покрывать голову и лицо свидетельствует о влиянии андалузских традиций исламского периода, а также костюмов жительниц Северной Африки.

В Испании до конца XVI века элементом женского туалета была легкая кружевная вуаль «мантилья», тогда как традиция приходить на католическую мессу с закрытым лицом существовала практически по всей Европе.

Королева Изабелла II Испанская активно пропагандировала ношение мантильи как в церкви, так и за ее пределами. После ее отречения от престола в 1870 году мантилья вышла из моды, оставшись уместной только в храмах и на официальных мероприятиях.

Достаточно странно, что до «Кодекса канонического права», утвержденного папой в 1917 году, требование к женщинам носить в церкви головной убор никогда не предъявлялось официально. Этот церковный закон, действовавший до 1983 года, предписывал женщинам надевать в христианском храме платок или другой головной убор. До 1917 года такого закона не существовало, женщины носили шляпы и платки в силу многовековой традиции.

Хотя сейчас прихожанки далеко не всегда надевают в храме головной убор, в некоторых конфессиях он не утратил свой высокий статус и продолжает быть обязательным требованием для женщин.

Так, женщины, принадлежащие к Православной церкви, — в Греции, Сербии, России, Египте или Сирии —  входят в храм только в головном уборе, и этот обычай существует уже 2 тысячи лет. Одежда прихожан, предусмотренная Богослужебным уставом православной церкви, не должна отвлекать от богослужения — этим и объясняется стойкая приверженность к платку.

В Албании христианки часто носят белые вуали, а в храмах Албанской православной церкви женщины обычно молятся отдельно от мужчин, находясь за решетчатой перегородкой.

Некая разновидность хиджаба принята и во многих небольших протестантских течениях, например, у амишей, меннонитов и гуттеритов.

У этих религиозных движений женский головной убор является неофициальным предписанием, исходя из текста Первого послания апостола Павла к коринфянам.

Иногда в знак почтения к Деве Марии католички покрывают голову. Мать Иисуса Мария носила покрывало в соответствии с еврейскими обычаями того времени. С ними и более поздним иудейским «хиджабом» мы познакомимся в следующей статье.

Современные иудейки, покрывающие голову, придают этому разный смысл.

Для некоторых это символ замужества, для других – благочестия и смирения, возможно, почтения к воле Господа. Это также считается признаком скромности.

В библейские времена на Ближнем Востоке и в древней греко-римской цивилизации было принято, чтобы волосы женщины были спрятаны под покрывалом, по крайней мере, этот обычай существовал среди замужних, свободных и знатных женщин.

В Ветхом завете (Торе) покров на голове и волосах упоминается только вскользь, но эти несколько слов послужили фундаментом для сложного ритуала хиджаба, практикуемого набожными еврейками по всему миру.

Библейскую заповедь ношения покрывала мы находим в небольшом эпизоде из «Книги чисел» ─ четвертой книги Пятикнижия (Торы). Речь идет о священнослужителе, который снял с женщины покрывало или распустил ее волосы в знак наказания и унижения.

В «Книге чисел» (5:18) описывается ритуал испытания женщины, которую обвиняют в супружеской измене. Согласно Торе, священнослужитель снимает покров (или расплетает волосы) этой женщины в знак ее смирения, после чего совершается ритуал.

Другие предписания еврейским женщинам соблюдать хиджаб, или покрывать волосы, находим в источниках, объединенных названием «Талмуд». Согласно «Талмуду», женщина, появившаяся на людях с непокрытыми волосами, совершала настолько предосудительный поступок, что он даже мог служить поводом для развода.

В обществе, хорошо знающем, что такое сексуальность и чем она может обернуться, покрывало считалось абсолютной необходимостью для соблюдения целомудренности и добропорядочности. Некоторые раввины даже считали, что демонстрация на всеобщее обозрение женских волос настолько же неприлична, как и демонстрация интимных частей тела. Поэтому от замужних женщин требовали покрывать волосы в общественных местах. Иногда раввины даже запрещали читать благословения в присутствии простоволосых женщин.

Талмудические законы о благопристойности направлены на то, чтобы сделать женщину не доступной ни для кого, кроме мужа. Покрывало на голове служило предостережением, означающим, что его обладательница – порядочная замужняя женщина.

Поэтому хотя иудейский «хиджаб» – это символ покорности, он же является и почетным знаком. Когда замужняя женщина покрывает голову – это символ того, что теперь она обладает большим достоинством. Многие женщины относятся к своему головному убору как королева к короне.

В библейском и послебиблейском иудаизме хиджаб стал представлять часть жизненного цикла женщины, символизируя переход от девичества к замужеству.

К Средневековью во всем иудейском мире обычай покрывать голову стал прочно укоренившейся религиозной обязанностью. Интересно, что в те времена эта обязанность также существовала в христианских и мусульманских государствах.

Первый серьезный вызов традиционному покрывалу на голове бросили парики. Обычай, зародившийся при французском дворе, вскоре распространился по всей Европе, включая еврейские общины.

Сначала иудейские священнослужители осудили эту практику, возражая против неподобающего копирования обычаев неиудеев. Другие напоминали, что традиционный запрет на демонстрацию женщинами своих волос должен препятствовать тому, чтобы женская привлекательность порождала в мужчинах греховные мысли.

А парик, утверждали они, может вызвать в мужчинах те же чувства, что и собственные волосы женщины. Тем не менее, скоро парики прочно обосновались в еврейских общинах и со временем были одобрены.

Несмотря на это многие еврейки все равно продолжали носить традиционные платки и вуали, некоторые носили их даже поверх парика.

Ношение парков в качестве головного убора снова стало популярным в XIX-XX веках, когда еврейки стали активно участвовать в светской жизни, но не хотели нарушать предписания иудаизма.

Условия жизни в Европе вынуждали евреек ходить с непокрытой головой, и некоторые из них сочли более удобным заменить традиционное покрывало париком.

Не будучи напрямую связанным с ношением париков, обычай брить голову после замужества широко распространился среди евреек Центральной Европы в ранний современный период иудейского закона. Женщины брили головы, чтобы волосы не выбивались из-под парика или платка.

В XX-XXI веках многие еврейки стали пренебрегать обычаем покрывать волосы, хотя среди религиозных иудеев он продолжает существовать. Некоторые раввины даже мирятся с отходом этого обычая, понимая, что общество изменилось, и демонстрация волос больше не считается неприличной. Сегодня большинство иудеек покрывают волосы только в синагоге.

Для иудейских и мусульманских женщин – благопристойность и скромность является важной частью их веры, она влияет на их повседневную жизнь, внешний вид и взаимодействие с окружающими.

Обе религии поощряют скромность, прежде всего для того, чтобы женская красота проявлялась там, где ей предназначено – в браке. Обе религии очень серьезно относятся к своим законам в этом отношении, для них хиджаб – это образ жизни, а не просто платок, парик или вуаль.

Всего каких-нибудь 100 лет назад большинство христианских течений тоже считало скромную одежду и головной убор у женщины – неотъемлемой частью их веры.

В XXI веке этот обычай сохраняется только у отдельных религиозных групп, однако скромность в одежде и поведении все равно продолжает оставаться нормой в христианстве и иудаизме.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий