Знание Святого Писания как основа катехизаторской работы

Тема данного доклада – знание Святого Писания как основа катехизаторской работы.

Георгиос Галитис,
Почетный профессор богословского факультета Афинского университета

 

Священное Писание Как явствует из самого названия, Святое Писание является основой катехизаторской работы. Это позиция, иначе говоря, аксиома, которую мы попытаемся рассмотреть в дальнейшем.

Прежде всего, поймем, что есть катехизация. Общеизвестно, что это слово греческого происхождения и происходит от глагола «κατηχώ» – приставочного глагола от глагола «ηχώ» «звучать, издавать звук». Глагол «κατηχώ», первое значение которого было «издавать громкий звук», ныне используется по-разному и во многих областях деятельности, однако наиболее часто это слово употребляется как церковный термин в значении «учить церковной вере».

Такое значение этот глагол получил изначально, то есть с самой новозаветной эпохи. Естественно, что обучение основам христианства может происходить в различной форме: можно учить словом, можно учить письменным текстом или примером. Однако, независимо от формы, это обучение является посвящением в христианскую веру, посвящением в таинство Церкви, которое потому и называется таинством, что для передачи его основополагающих принципов необходим особый человек – катехизатор.

Катехизаторство сопряжено с апостольской деятельностью. Первые апостолы, выбранные Иисусом Христом, были катехизаторами, а еще до них и Иисус Христос был великим катехизатором, и даже более того – катехизатором был сам Бог Отец, который для того, чтобы научить людей, послал к ним Иисуса Христа. Стало быть, Бог Отец и есть первый катехизатор, наставлявший мир во Святом Духе через Иисуса Христа.

На смену апостолам пришли святые отцы Церкви, учители Церкви, катехизаторы, облекшие благую весть христианства в догматы.

Сегодня основа катехизации есть Церковь, являющаяся, говоря метафорически, базой данных, опираясь на которые она учит всех, но в особенности молодежь, лишь вступающую в жизнь, и передает эти данные-знания с помощью обученных людей.

В православной Церкви принято крещение в младенчестве, и, следовательно, человек не может, как это было раньше, сначала пройти катехизацию и сознательно воспринять веру, а затем креститься. Сначала человек крестится, а уже потом к нему приходит вера. Но для того, чтобы она пришла, ей необходимо научиться, следовательно, кто-то должен ей научить.

Апостол Павел говорит: как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будешь ты послан проповедовать? Потому Церковь и посылает катехизаторов к детям, ведь с началом осознанной жизни ребёнка, необходимо ему осознать и основы христианской веры.

Для того, чтобы стать катехизатором, необходимо на своем жизненном опыте прочувствовать то, чему ты собираешься учить. Тому, кто хочет обучить кого-нибудь иностранному языку, прежде всего, необходимо знать этот язык. Однако, для катехизаторской работы одних теоретических знаний недостаточно – необходим и жизненный опыт.

О важности жизненного опыта нам свидетельствует Евангелие. Так, в Евангелии от Иоанна говорится, что когда апостол Филипп нашел Нафанаила и сказал ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета», то Нафанаил ответил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп же, хотя и мог разъяснить ему все на словах, сказал вместо этого: «Пойди и посмотри» (Иоанн. 1: 45–50), то есть узнай на своем личном опыте. Итак, прежде всего, катехизатору необходимо самому обрести тот жизненный опыт, который он собирается передать своим ученикам, – обрести опыт жизни в Церкви, став верным ее членом.

Скажем более, поскольку наше учение гласит: «Во что верим, то и творим», лучшей катехизацией является обучение через то, что мы творим, то есть передача не только знаний, но и своего личного опыта. Итак, катехизация есть передача другому человеку знаний и опыта. Однако для передачи знаний недостаточно самому обладать ими, необходимо знать и способ, как их передать.

Школьный учитель, например, должен знать не только то, чему он хочет научить своих учеников, но и как он собирается это сделать – как он собирается передать другим необходимую информацию. Эти знания он приобретает, обучаясь в институте.

С той же целью Церковь основала и катехизаторские курсы. Эти курсы, продолжающиеся два года, помогут будущим катехизаторам получить ответы и на вопрос «чему учить?», и на вопрос «как учить?» – кратко, конечно, ибо для глубокого изучения богословия не достаточно даже четырех лет учебы на богословских факультетах вузов.

В рамках данного выступления мы не затронем вопрос «как учить?», а остановимся лишь на вопросе «чему учить?». То, чему мы учим, одним словом может быть названо христианской верой, тем, во что мы веруем и что творим, нашим догматам и их происхождением. И здесь все основывается на личном опыте.

Старушка, приводящая своего внука в храм и учащая его творить крестное знамение, зажигать свечу перед образом и целовать святые иконы, занимается катехизацией, хоть и не обучалась никогда ни на катехизаторских курсах, ни в богословских институтах. Она проводит катехизацию через личный опыт.

Мать, опираясь на свой личный опыт, растит свое дитя. Это заложено в ней природой, и никакие знания не смогут заменить ей в этом деле ее опыта.

В Церкви изначально заложено чувство веры, опирающееся на опыт, являющийся результатом двухтысячелетней церковной истории

Согласно школьной программе, катехизация и литургика изучаются вместе в рамках одного учебного года, причем материал разбит на два учебника: в первом изучается то, во что мы верим, а во втором – что мы творим, то есть рассказывается о церковных обрядах.

Однако, все то, что составляет сегодня Церковь, то, что мы унаследовали от наших отцов, а те в свою очередь от своих отцов, и так далее, все, что было сформулировано на Вселенских Соборах и нашло отражение в творениях отцов Церкви, берет свое начало от одной книги, называемой Библией или Святым Писанием.

Разберем эти названия. Писание в целом есть то, что написано, данное же Писание является Святым, а также называется Библия, от греческого слова «ΒIΒΛΟΣ» – книга, то есть это самая главная книга, для которой даже не нужны никакие уточнения – просто КНИГА, так как она свидетельствует о Создателе Церкви и о первых страницах ее истории.

Мы, православные, не согласны с протестантами, проповедующими, что Святое Писание – это все: из Святого Писания возникла Церковь, и вся вера наша, и все Откровение заключены в нем. Однако мы возражаем и католикам, утверждающим, что существует два различных источника откровения: Святое Писание и Святое Предание. Для Православия Святое Предание и Святое Писание не считаются двумя различными вещами, но Святое Писание считается письменной фиксацией церковной традиции, иначе говоря, жизни Церкви, которая, в свою очередь, и есть Святое Предание.

Святое Предание есть жизнь Церкви, стало быть, всему вышеназванному первична сама Церковь, зафиксировавшая свой опыт и в Святом Писании, и в Святой Традиции.

Рассмотрим данное положение более подробно. Новый Завет, одна из двух частей Святого Писания, был написан между 50 и 100 годом после Р. Х. Первая его книга, Первое послание к Фессалоникийцам, была написана в 50 году, а последняя, Евангелие от Иоанна, в 100 году. Итак, с точностью до нескольких месяцев мы получаем период в 50 лет, за который было создано 27 книг Нового Завета, 27 независимых частей, написанных различными авторами.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий