Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Анатолий Холодюк

  III.1. В христианской Каппадокии

Каппадокия Каппадокия
Пятизвездночная гостиница «Peri Tower Hotel» в городе Невшахир, своим зданием архитектурно стилизованная под причудливый ландшафт вулканического происхождения, – традиционное интернациональное место обитания тех паломников и туристов, кто приехал в Каппадокию – «край прекрасных лошадей», находившийся в разные века на перекрестке многих цивилизаций.

Каппадокия Каппадокия
Одних интересуют здесь фантастические по красоте скалы из туфа в форме каменных столбов или грибов, созданные природой в процессе выветривания, других – каньоны c пещерными поселениями и монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан, третьих – вырубленные в мягких скальных породах или под землей пещeрные города.

Каппадокийский пейзаж Каппадокийский пейзаж

Историческое название этой местности на востоке Малой Азии существовало и во времена правления Рима. Иудеи из Каппадокии были среди тех, кто слушал святого апостола Петра в Иерусалиме в день Пятидесятницы (2, с.264). Позднее Петр включил каппадокийских христиан в число адресатов своего Первого послания ( Деян 2:9; 1 Петр 1:1).

В Каппадокии. В Каппадокии. Фото автора

В Каппадокии в последние полвека открыты шесть подземных городов-поселений, где в VII веке от нападения арабов скрывались христиане (3,с. 113). Они высекали вырезали в камне специальные резервуары для сбора воды и вентиляционные отверстия. Подземный город Каймаклы возле Невшахира чем-то напоминает многоквартирный дом с семью этажами-уровнями и узкими переходами, где были вырыты и крестообразные церкви. Населявшие этот город жители выходили на поверхность земли только для обрабатывания полей. Свою значимость подземные поселения утратили после XII века, когда христианство получило широкое признание в Византии и жившие тогда в регионе турки позволяли христианам беспрепятственно исповедовать их религию (Там же).

Первым Христовым мучеником, просиявшим в Каппадокии, считается мученик Лонгин Сотник, Каппадокийский (день памяти – 16 октября), родившийся, по преданию, в каппадокийском селении Ардалес.

Мученик Лонгин сотник/ Longinus the Centurion. Святой мученик Лонгин Сотник

О нем рассказывается в трех Евангелиях: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «воистину Он был Сын Божий» (Мф 27:54; Марк 15:39 и Лк 23:47). Лонгин стоял на страже у Креста и Гроба Господня и был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя. Уверовавший во Христа Лонгин возвратился на родину, где стал проповедовать Евангелие. Мученик Лонгин был за это обезглавлен, a вместе с ним пострадали и два другие воина, также уверовавшие во Христа. Главу мученика Лонгина палачи принесли для удостоверения в Иерусалим, а потом бросили ее за стенами города без погребения. Впоследствии честная глава святого была чудесным образом обретена одной ослепшей женщиной, получившей при этом прозрение.

Уроженцем Каппадокии считают святого великомученика Георгия (Победоносца, Каппадокийского, Лиддского), пострадавшего в 303 году во время правления императора Диоклетиана.

 Икона святого Георгия Победоносца  /مار جرجس الشهيد  Икона святого Георгия Победоносца

В христианстве и исламе его почитают как воина-мученика, получившего в славянском фольклоре имя Егория Храброго, а в мусульманском – Джирджиса. Особо почитают этого святого не только в христианских странах, но и в арабских землях, с которыми связано предание о борьбе со змием или драконом. Такой образ святого Георгия был распространен среди участников Крестовых походов в западных странах. Имеется предание о том, что крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Георгия, разносили славу о нем на Западе и даже рассказывали о том, что «во время штурма Иерусалима в 1099 года он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще» ( Cм.:14). Святой Георгий из Каппадокии считается «святым патроном Англии».

В первые века христианства многие исповедники-каппадокийцы сподобились мученического венца. Среди них были и легендарные Сорок Севастийских мучеников – каппадокийских воинов-христиан в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии (Малая Армения), принявших там в 320-м году, в царствование нечестивого императора Ликиния, мученическую кончину (день памяти — 22 марта).

Фреска «40 Севастийских мучеников»    Фреска «40 Севастийских мучеников»

Каппадокийский город Коластры был местом рождения (ок. 280 года) Нины — христианской просветительницы Грузии, почитаемой в лике равноапостольных.
Святая Нина

  Св. равноапостольная Нино со сценами жития Святая Нина

Город Арианз (недалеко от города Назианза Каппадокийского) был родиной святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви ( род. в 329 году).

Святитель Григорий Богослов  Святитель Григорий Богослов

Отец его, Григорий Назианзин Старший (? — 374) был епископом Назианским (память 1 января). Он почитается в лике святителей, память его совершается в Православной Церкви 14 января, в Католической Церкви — 1 января.

Происходивших из Каппадокии Василия Великого (ок. 330—379), Григория Богослова (329 — 389) и Григория Нисского (ок. 335 — после 394) в истории Церкви называют «великими каппадокийцами», внесшими значимый вклад в христианское богословие и его философскую терминологию. Главными достижениями этих каппадокийских отцов-единомышленников второй половины IV века были разработка догмата о Троице и его утверждение на Втором Вселенском соборе (381 г.), а также оцерковление монашества.

 Святитель Григорий, епископ Нисский  Святитель Григорий Нисский

Важнейшим центром христианства Каппадокии была ее древняя столица Кесария, где прославился целый сонм великих святых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий