Кто такие Гог И Магог. За какие заслуги они стали столь известны?

Народы Гог и Магог окружили «стан святых»

Народы Гог и Магог окружили «стан святых». Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 2-я пол. XVII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. № 1342. Л. 132)

 

В библейских текстах упоминаемые слова встречаются в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20:7).

В еврейской эсхатологии — два народа, нашествие которых потрясет мир незадолго до прихода Мессии. В книге Иехезкеля присутствуют в 38-й и 39-й главах книги пророка Иезикиля: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог» (Иез. 38:2), «И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей» (Иез. 38:18).

Там же упомянут Гомер «со всеми отрядами его» (Иех. 38:6) как участник нашествия. В других местах Библии (Быт. 10:2; I Хр. 1:5) он, наряду с Мешехом и Тувалом, фигурирует как брат Магога. Исследователи Библии отождествляют Гомера с киммерийцами, Мешеха — с мосхами, а Тувала — с тибаренами. Среди многих попыток отождествить Гога и Магога с какими-либо народами, жившими к северу от земли Израиля, или выявить исторический источник видения Иехезкеля, наиболее приемлемым выглядит предположение, что прообразом Гога был Гиг (у ассирийцев — Гугу), царь Лидии, (примерно 687–652 гг. до н. э.), который, по словам Геродота, расширил свои владения в Малой Азии до Эгейского моря на западе и Черного моря на севере. В анналах ассирийского царя Ашшурбанипала (699–633? до н. э.) содержится несколько версий рассказа о Гиге. Его битвы, а также современные Иехезкелю нашествия лидийцев и их многочисленных союзников на Мидию, видимо, и создали фон апокалиптического видения пророка.

В апокрифической литературе Гог и Магог упоминаются лишь в Сивиллиных прорицаниях (3:319, 512) как «страна Гога и Магога». Но в многочисленных сказаниях Талмуда (см. Аггада), в мидрашах и других раввинистических источниках Гог и Магог — это всегда жестокие и кровожадные народы, последние битвы которых с другими народами мира произойдут в Земле Израиля перед приходом Мессии.

Надо отметить определенную сложность в истолковании эсхатологических текстов Священного Писания, то есть касающихся событий последних времен истории человеческой цивилизации. К тому же в святоотеческой литературе не так уж много примеров экзегезы Апокалипсиса, а крупные богословы XX века, от которых можно было ожидать толкования Апокалипсиса, часто обходили его вниманием1. «Флоровский, Вл. Лосский, Мейендорф и другие – проявляли мало интереса к толкованию Апокалипсиса и к апокалиптическому богословию вообще» – замечает современный исследователь2.

Тем не менее, все же можно говорить об устоявшемся церковном толковании вышеуказанных мест из Священного Писания.

Из слов пророка Иезекииля (Иез. 38:2) можно сделать вывод, что Гог – это предводитель, глава, вождь народов, желающих завоевать Иерусалим, а Магог – наименование его владений; возможно и толкование, согласно которому Гог – наименование народа, а Магог – название земли, где этот народ обитает. Объясняя этот текст, некоторые толкователи пытались «опознать» враждебного царя и его народ, полагая, что это или скифы, или варвары: «Некоторые думают, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские… самые воинственные многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения дьявола от завладения всей вселенной», – пишет св. Андрей Кесарийский в своем известном толковании на Апокалипсис.

В святоотеческой экзегезе принято толковать названия Гог и Магог аллегорически, как безбожные народы, которые в последние времена восстанут против Церкви Христовой. Причем большинство авторов (Блаженный Августин, блаженнный Иероним, Экумений и др.) отказываются от идеи, что Гог и Магог – это исторические народы: «Под народами, которые называются Гог и Магог, не следует разуметь каких-нибудь варваров, населяющих какую-либо часть земли, вроде Гетов и Массагетов, как думают некоторые на основании сходства в буквах их имен, или вроде других иноплеменных, не находящихся под римскою властью (народов)», – пишет, например, Блаженный Августин в сочинении «О граде Божьем». Но понимают под словами Гог и Магог вообще всех тех людей, которые к концу времен, движимые ненавистью к Христу и Его Церкви, начнут объединяться в некий враждебный народ (можно сказать, в некую антиЦерковь), стремящуюся к уничтожению христиан.

А. П. Лопухин, толкователь Священного Писания, основываясь на том, что массагеты во времена Геродота предположительно жили между Каспийским и Аральским морями, сомневается в том, что массагеты могут отвечать имени «Магог». Однако некоторые из исследователей, например У. Тарн, полагают, что массагеты господствовали от Каспийских степей до Карпат, что на востоке их ограничивало устье Яксарта (совр. Сырдарья), а севернее Каспия жившие там аорсы.

И. Пьянков, Деланоз и Г. Штейн полагают, что в геродотовом «Араксе» следует видеть армянский Аракс, то есть, по их мнению, массагеты времён Томирис обитали на западных берегах Каспийского моря, севернее реки Аракс. М. Геворгян, комментируя переведенную им «Историю Бузанда» пишет, что «Маскуты или массагеты жили на берегу Каспийского моря, принадлежали к скифскому племени. По Географии VII в. Анании Ширакского, их местопребывание значится у западных берегов Каспийского моря, до города Дербента».

По мнению других исследователей, поражение, нанесённое гуннам армянским царём Трдатом III, могло обуславливать их некоторую политическую зависимость от их южных соседей, известных под именем «маскуты» (арм. форма «массагеты»), что и побудило некоторых авторов говорить о существовании в IV веке на территории Кавказской Албании «гуннского государства» во главе с маскутским царем Санесаном. Л. Коулмен, автор «Исторической хрестоматии и атласа Библейской географии», локализует Магога («Magog») на северо-западе Прикаспийской низменности, именно там, где в своём «Землеописании» локализует гуннов Дионисий Периегет. Дионисием гунны располагаются при Каспийском море, описание которого он начинает с его северо-западной стороны. С его слов гунны пребывали между каспиями и скифами, последние из которых населяли побережье Кронийского моря, по «устью» (возможно, дельта Волги) Каспийского.

По мнению современных исследователей, военные походы гуннов IV века воспринимались европейской цивилизацией как исполнение библейских пророчеств и ассоциировались с «Гогом и Магогом». Иероним Стридонский, описывая азиатский поход гуннов 397 года, сообщает, что гуннская орда двигалась с Танаиса (совр. Дон), где находились «невероятные», «страшные» массагеты; весь восток «содрогнулся» от сообщений вестников, что «от далекого Меотиса, земли ледяного Танаиса и страшного народа массагетов, [через проход] где в Кавказских ущельях Александр [Македонский] дверью запер дикие народы, вырвалась орда гуннов». Феофан Византиец утверждал, что народы, живущие на восток от Танаида, в древности носили имя массагетов. Прокопий Кесарийский рассказывает об римском полководце Аэции, который в битве на Каталаунских полях, одержал победу над огромным войском массагетов и других скифов возглавляемых царём гуннов Аттилой.

В поздние времена «Гог и Магог» отождествлялись с восточнославянскими племенами и татаро-монголами. Например, Лев Диакон в своей «Истории», описывая поход князя Святослава на Византию, говорил о восточных славянах, «что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: „Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос“».

Датский хронист XII века Саксон Грамматик для обозначения Руси применял форму «Konuhardіa», а её население попеременно именовал русами и гуннами. По этому поводу Олаф Верилий писал, что «Саксон Граматик русов и гуннов считает одним и тем же народом».

Примечания:

1) Правда, были авторы, которые занимались изучением Апокалипсиса в XIX–XX вв.: архим. Федор (Бухарев). Исследования Апокалипсиса, прот. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). Однако по ряду причин личного характера или специфических богословских взглядов их сочинения не рассматриваются многими исследователями как авторитетные источники.
2) Проф. Поль Вальер, доклад «Интерпретация откровения Иоанна в современном русском богословии».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий