Подвижники-Миряне. Том 1

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Сразу после публикации книга «Подвижники — миряне» обрела в православном мире большую популярность, вы­держала много переизданий в Греции и других европей­ских странах. Её автор — афонский иеромонах, ближай­ший сподвижник Старца Паисия Святогорца.

Подвижники, жития которых приведены в этой книге, — это проводники в Царствие Небесное. Открывая дорогу к святости, которую сами прошли до конца, они свидетель­ствуют, что стать святым можно и в миру. В каждую эпоху рождаются избранники Христовы, есть они, слава Богу, и сегодня. По их молитвам и существует ещё этот мир.

Предисловие.

Среди Святых, прославленных нашей Церковью, много мирян. Причём это не только мученики и но- вомученики, но и те, кто стяжал святость своей пра­ведной, подвижнической жизнью в миру1.

Таким образом, святость не является исключитель­ной прерогативой монахов и священников. Её может достичь каждый христианин, обладающий правой ве­рой, покаянием и подвижническим духом.

Изучая историю нашей Церкви, мы видим, что пос­ле прекращения гонений на веру2 самые ревностные христиане не удовольствовались простым соблюде­нием Божественных заповедей в миру, а ушли в пус­тыню для непрестанной молитвы, евангельского со­вершенства и чистоты. Так появилось монашество.

Жизнь монахов стала образцом и примером для подвизающихся мирян — и в миру постепенно воз­никла собственная аскетическая традиция. Она пе­редавалась из поколения в поколение. Переходила от родителей к детям, воспитывавших чад собственным примером.

Православная семья, эта «малая церковь», была за­щитницей, носительницей и школой евангельского и аскетического образа жизни. Почти за каждым Свя­тым стояла мать, взрастившая его примером своей святой и подвижнической жизни3.

Предание — неотъемлемая часть исторической па­мяти народа. И одним из её самых подлинных выра­жений является православная аскетика. Именно она стала той благодатной почвой, на которой взросли благоуханные и красивые цветы — аскеты в миру. Подвизаясь среди соблазнов мира, они тем не ме­нее достигли высоких ступеней духовного совер­шенства, а некоторые даже стяжали святость. Этот аромат народного подвижничества и благочестия сохранился и до наших дней. Ведь и сегодня среди нас есть люди, которым, несмотря на все трудности, удаётся жить высокой духовной жизнью, сравнимой с жизнью монашеской.

Движимые любовью и благоговением перед этими благодатными душами, а также ностальгией по под­вижническому духу, столь распространённому в бы­лые времена, представляем вам настоящее издание4. В первой части содержатся жизнеописания подвизав­шихся мирян, одной монахини (побывавшей до при­нятия пострига замужем) и семейных иереев (ведь и они, живя в миру, столкнулись с теми же искушения­ми, что и мы). Объём отдельных глав различается между собой исключительно из-за недостатка мате­риалов и часто не отражает в полной мере добродете­ли и подвига жизнеописуемых. Главы представлены в хронологическом порядке (на основе дня блажен­ной кончины подвижников).

Во второй части книги описываются чудесные и по­учительные случаи из жизни мирян-подвижников, их добродетели и переживаемые ими высшие духовные состояния. Также речь идёт о Божественном Про­мысле, о том, как Он приводит людей к покаянию и чудесным образом помогает избежать тех или иных опасностей.

Многих подвижников, о которых рассказывается в этой книге, мы имели счастье знать лично и получи­ли

неизмеримую пользу от общения с ними. О других поведали люди, достойные доверия, составившие их жизнеописания на основе личных воспоминаний и исторических свидетельств.

Подвижники, которым посвящён сей скромный труд, жили в разных областях Греции и за её предела­ми, в разные исторические эпохи (с периода турецкого владычества и до наших дней), были разного возраста и сословия (священники и миряне, отцы семейств и монахи в миру). Каждый обладал своим характером и особенностями своего личного подвига, но их всех объединяла крепкая вера и великая любовь ко Хрис­ту. Это побуждало их к соблюдению Божественных заповедей и великим аскетическим подвигам (стро­гим постам, еженощным бдениям, поклонам и мо­литвам). Они были благоговейны и любили Божест­венные службы, были милостивы, несмотря на свою бедность. Были стойкими и терпеливыми в испыта­ниях, прощали обиды и славословили в скорбях. Они были смиренными и простыми, искренне считали себя самыми последними, верили, что собой ничего не представляют, никогда не превозносились. Порой у них было мало мирских знаний, но много Божест­венного Просвещения и переживания высших духов­ных состояний.

Они всегда стремились стяжать терпение, любовь, смирение. Можно сказать, что в той или иной мере они подвизались в стяжании всех добродетелей. В той или иной степени они достигли мудрости ветхозавет­ных праведников, стойкости мучеников, безгранич­ного терпения скорбей и испытаний, молчаливого исповедания веры примером собственной жизни и аскетизма преподобных отцов-пустынников. Сама их жизнь — проповедь любви и истинного покаяния.

Некоторые из них удостоились даров прозорливос­ти и пророчества, лицезрели Нетварный свет, а по своей чистоте и простоте удостоились видения Свя­тых, Пресвятой Богородицы и Самого Христа. Другие своей смиренной и неустанной молитвой совершали чудеса. Простые и благодатные батюшки исцеляли и изгоняли нечистых духов. После блаженной кончи­ны их мощи оставались нетленными, мироточили и благоухали.

Их благодатные дары не имеют ничего общего с действиями, которые совершают экстрасенсы и кол­дуны. Одно дело — проявление Божественной Благо­дати, другое — демонической силы. По евангельским словам «по плодам их узнаете их», подвижники, о ко­торых рассказывается в этой книге, были смиренны­ми и бессребрениками. Они на земле были граждана­ми Неба и всегда стремились помочь своим братьям. Они приносили радость, мир, благословение, утеше­ние, а не смущение, беспокойство и страх. Они были великими в своей простоте. «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его» (Иак.2:5). Глупые, по понятиям этого мира, гонимые им, они являются невидимыми столпами, поддерживающими Вселен­ную, светом и солью земли. Их простые души стали домами благодати и сокровищницами духа. В жиз­ни и устремлениях этих людей содержится всё пра­вославное богословие, все ценности и идеалы наше­го народа, православная традиция и величие нашей веры. Несмотря на все свои несметные дары и спо­собности, они исповедовались, окормлялись и ока­зывали послушание своим духовникам. Они никогда не нарушали порядка, установленного нашей Святой Церковью.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий