Поученіе. Св. Филиппъ м. московскій

О взаимныхъ отношеніяхъ пастырей и пасомыхъ.

  Икона \"Митрополит Филипп\". Ушаков Симон(Пимен) Федорович 1626 - 1686 1653. Москва. дерево, яичная темпера 161 х 110

 I. Прославляемый нынѣ св. церковію святитель Божій Филиппъ, митрополитъ московскій и всея Россіи чудотворецъ, происходилъ изъ рода бояръ Кольцевыхъ, въ молодости служилъ при дворѣ великаго князя Василія, отца Іоанна Грознаго; 30-ти лѣтъ отъ роду постригся въ Соловецкомъ монастырѣ, гдѣ потомъ былъ игуменомъ.

Будучи строгимъ подвижникомъ, онъ усердно трудился надъ благоустроеніемъ обители, которой отдалъ все свое состояніе: построилъ два храма, устроилъ скитъ и больницу для иноковъ, провелъ дороги, осушилъ Воловиками та. Въ 1566 г., по желанію царя Іоанна Грознаго, онъ былъ поставленъ въ митрополита московскаго и всея Россіи, въ то страшное время, когда Грозный положилъ свою опалу на бояръ. Окруживъ себя опричниками, царь, по навѣтамъ ихъ, казнилъ всѣхъ заподозрѣнныхъ въ крамолѣ. Святитель ходатайствовалъ предъ царемъ за людей осужденныхъ на смертную казнь, противодѣйствовалъ ложнымъ навѣтамъ опричниковъ, обличалъ самого царя въ жестокости и несправедливости и тѣмъ навлекъ на себя гнѣвъ царской. Нашлись клеветники съ обвиненіями святителя въ крамолѣ и онъ,въ 1568 г., былъ лишенъ сана, заключенъ въ темницу и наконецъ сосланъ въ тверскій Отрочь монастырь, гдѣ черезъ годъ былъ задушенъ опричникомъ Малютою Скуратовымъ.

Всѣ лучшіе люди того времени сильно любили своего истиннаго душе-пастыря и глубоко скорбѣли о его потерѣ. — Черезъ 20 лѣтъ нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ Отроча монастыря въ Соловки, а при царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ въ московскій Успенскій соборъ, гдѣ и почиваютъ нынѣ.

II. Св. Филиппъ, положившій душу свою за паству свою, служитъ образцомъ истиннаго пастыря церкви Христовой и своимъ примѣромъ показываетъ, въ какихъ отношеніяхъ долженъ быть пастырь къ своей паствѣ и паства къ своему пастырю.

  Овцы Моя гласа Моего слушаютъ, и Азъ знаю ихъ: и по Пнѣ грянутъ, и Азъ животъ вѣчный дамъ имъ (Іоан. X, 27. 28). Въ сихъ словахъ I. Христосъ, истинный Пастырь и Просвѣтитель душъ, и Образъ всѣхъ духовныхъ пастырей, изображая Себя и Своихъ овецъ, даетъ наставленіе всѣмъ намъ, каковъ долженъ быть пастырь для своихъ овецъ и въ какомъ союзѣ должны быть овцы къ своимъ пастырямъ. Овцы Моя гласа Моего слушаютъ, и Азъ знаю ихъ: и по Мнѣ грядутъ, и Азъ животъ вѣчный дамъ имъ.

А. Какія же обязанности пастырей по отношенію къ паствѣ?

а) Азъ знаю ихъ, говоритъ I. Христосъ объ овцахъ Своихъ. И такъ свойство истиннаго пастыря есть знать своихъ овецъ. Подлинно, сіе необходимо. Если пастырь не знаетъ своихъ овецъ: онъ, можетъ быть, вздумаетъ преслѣдовать чужихъ — суетный трудъ, и оставитъ своихъ на погибель! Если онъ не знаетъ особеннаго состоянія нѣкоторыхъ изъ нихъ: статься можетъ, что новорожденнымъ, вмѣсто словеснаго нелестнаго млека, отъ котораго бы онѣ росли во спасете (1 Пет. II, 2), онъ предложитъ твердую пищу (Евр. V, 14). а крѣпкихъ захочетъ питать млекомъ; удалитъ отъ воды жаждущихъ; простретъ жезлъ на немощныхъ; не дастъ покоя имѣющимъ во чревѣ.

б) Азъ оюивотъ вѣчный дамъ имъ, говоритъ еще Пастыреначальникъ объ овцахъ Своихъ. Очевидно, что сего не можетъ сказать никто, кромѣ Его: ибо единъ Онъ имѣетъ ключи ада и смерти(Апок. 1 ,18). Но какъ Онъ во всякомъ дѣлѣ, которое совершилъ, и во всякомъ словѣ, которое произнесъ на земли, даетъ намъ образъ, да якоэісе Онъ творилъ, и мы творимъ (Іоан. XIII, 15), по мѣрѣ даруемой отъ Него благодати и ввѣряемаго намъ служенія: то и въ семъ случаѣ Онъ поучаетъ насъ и заповѣдуетъ намъ для ввѣренныхъ отъ Него словесныхъ овецъ не имѣть иного намѣренія, какъ пріобрѣтеніе имъ вѣчной жизни. Эта мысль должна воспламенять наши молитвы, одушевлять слова, управлять поступками. Эту цѣль должно намъ имѣть въ виду во всѣхъ отношеніяхъ нашихъ къ словеснымъ овцамъ, учимъ ли во храмѣ, бесѣдуемъ ли въ домѣ, утѣшаемъ ли въ скорби, разрѣшаемъ ли отъ грѣховъ, даже связуемъ ли,—и въ семъ послѣднемъ случаѣ, угрожая вѣчною смертію, мы должны имѣть въ намѣреніи вѣчную жизнь, дабы и стоящихъ на краю погибели страхомъ спасти отъ огня восхищающее (Іуд. I, 23)

Б. Посмотримъ теперь на обязанности пасомыхъ.

а) Овцы Моя гласа Моего слушаютъ, говоритъ I. Христосъ. Итакъ свойство истинныхъ овецъ есть слушать своего пастыря. Подлинно, овца не слушающая пастыря есть вѣрная добыча хищнаго звѣря. Христіане суть овцы пажити Христовой; Пастырь, котораго должны они слушать, первоначально и существенно есть Самъ I. Христосъ, а по Немъ и тѣ, кто бы ни были они, которые видимо представляютъ Его невидимое пастырство и дѣйствуютъ ввѣренною отъ Него властію: ибо От, какъ говоритъ апостолъ, даль есть церкви пастыри, и учители, къ совершенію святыхъ въ дѣло служенія (ЕФес. IV, 11,12); и чтобы узнавали данныхъ отъ Него, Онъ поставилъ признакъ: входяй дверьми, пастырь есть овцамъ (Іоан. X, 2), то-есть, вступающій въ сіе служеніе посредствомъ благодатнаго избранія; и чтобы сихъ служебныхъ пастырей слушали, какъ-бы Самаго верховнаго, Онъ провозгласилъ, что слушать ихъ и Его есть едино: слушали васъ Мене слушаетъ (Лук. X, 16). Дворъ овчій и духовная пажить, гдѣ слышимъ гласъ пастыря, гдѣ пища и спасеніе овецъ, есть церковь. Гласъ пастыря есть молитва, ученіе, тайнодѣйствіе, управленіе, совѣтъ душеполезный. Если люди, называющіе себя церкви искреннимъ, послушнымъ сердцемъ, нерадятъ слушать пастыря молящагося, учащаго, тайнодѣйствующаго, не ищутъ духовнаго совѣта, мечтаютъ, по невѣжеству и гордости, что они сами себя могутъ пасти и спасти: таковые, и подобные имъ, такъ какъ не слушаютъ истиннаго пастыря, то и не суть истинныя овцы; уклоняясь отъ послушанія спасительному гласу Пастыреначальника, они непримѣтно идутъ на встрѣчу льву, который рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. V,8).

б ) Божественный Пастыреначальникъ говоритъ: овцы Моя не только слушаютъ гласа Моего, но и по Мнѣ грядутъ. Для чего иначе и слушать овцамъ пастыря, если не для того, чтобы неуклонно послѣдовать его водительству? Спасительный гласъ указуетъ спасеніе; услышавъ его, мы еще не спасены: только тогда, когда твердыми стопами пойдемъ на сей гласъ, мы достигаемъ спасенія. И потому, слышишь ли пастыря молящагося, не слушай только, но молись и ты; изъ дома молитвы приноси духъ молитвы и въ твой домъ и освящай имъ тайную храмину твою. Слышишь ли пастыря учащаго: не слушай только, но и слагай глаголы его въ сердцѣ твоемъ. Къ сему призываетъ и свободный законъ евангельскій: краткій въ законъ совершенъ свободы, и пребывъ, сей не слышатель забытливъ бывъ, но творецъ дѣла, сей блажет въ дѣланіи своемъ будетъ (Іак. I, 25).

III. Да даруетъ намъ верховный Пастыреначальникъ Господь нашъ I. Христосъ: и пастырямъ и паствѣ—благодатное побужденіе исполнять свои обязанности! Аминь. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск., т. II, изд. 1874 г.).

 

Источникъ:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий