Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века

Своим падением Адам был осужден на погибель и вечную смерть. В его лице все человечество лишилось возможности личного общения с Творцом и вечной блаженной жизни.

Однако Бог Своею милостью, человеколюбием и благостью не оставил человека с самим собой, а послал Сына Своего Единородного, чтобы спасти человека. Это решение Божие было принято ещё до сотворения мира, в вечности, потому что у превечного Бога всё бытие является абсолютно настоящим. Бог предвидел падение Адама, и Сын Божий был «Агнцем, закланным от создания мира» в предвечном изволении Святой Троицы.

Святой Максим Исповедник говорит: "Тайна воплощения Бога Слова заключает в себе значение всех символов и тайн Писания, сокрытый смысл всякого творения чувственного и сверхчувственного. Но тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей. Наконец, тот, кто проникает ещё глубже и будет посвящен в тайну Воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала"2

Но божественный план спасения человечества был сокрыт от начала времени во все века и от всех людей. Осуществление спасительного плана Божия, как пишет апостол Павел, состоялось тогда, когда пришла полнота времени (Гал. 4,4). Именно тогда послал Бог Сына Своего. Премудрость Божия установила определенное время для Рождества Христова, чтобы приготовить путь спасения и среди язычников, и среди иудеев, которые считались избранным народом Господним.

Воплощение и Рождество Христово стали центром человеческой истории. Спасение согрешившего человека было единственной причиной воплощения Сына Божия. Священное Писание сообщает нам, что божественное воплощение произошло ради примирения падшего человечества с Богом, потому что Бог так возлюбил мир, что Сына Своего единородного отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Православная Церковь учит, что Иисус Христос является Богочеловеком, то есть, будучи истинным и совершенным Богом, Он в Своем рождестве стал истинным и совершенным Человеком. Таким образом Он примирил грешного человека со всеблагим Богом. В рождестве Бога Сына божественная и человеческая природы соединились «неслитно», то есть одна природа не смешалась с другой.

Христос имеет божественную природу, как родившийся от Отца предвечно, и человеческую природу, которую принял от Девы Марии. Человеческая природа, воспринятая на Себя и присвоенная Себе Сыном Божием, получает свое бытие в Его Божественной Ипостаси: никакая другая природа до воплощения Христа не входила в соединение с Богом. Человеческая природа Сына Божия обладала бессмертием и нетлением природы Адама до грехопадения, но Христос добровольно подчинил её условиям нашей падшей природы. Он воспринял всю человеческую реальность, какой она стала после падения, кроме греха: воспринял природу, подлежащую страданиям и смерти. Так, Христос снизошел до последних приделов искаженного грехом бытия, до смерти и до ада. Будучи совершенным Богом, Он не только стал истинным человеком, но и взял на Себя все несовершенства, все ограничения, происходящие от греха. Христос был не причастен прародительскому греху, потому что этот грех передается с естественным зачатием и рождением. Святая же Церковь учит, что зачатие и рождество Господа Иисуса Христа произошли сверхъестественным путём: зачатие совершилось по наитию Духа Святого, а рождество не нарушило девства Богородицы.

Родившись от Девы, Христос Своим рождеством соединил Рай с земной реальностью, в которой пребывало падшее потомство первого Адама. Своим Рождеством Он соединил землю с небесными сферами. Как новый космический Адам, соединяющий тварное с нетварным, Христос принес в дар Отцу всю полноту соединенной в Нем Вселенной.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Можно задать вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество?» И сам же отвечает на поставленный вопрос: "До половины VI тысячелетия после греха Адамова не находилось на земле Девы, чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте духовной и телесной, достойная стать Церковью и храмом Духа Святого3.

Все развитие Ветхого Завета с его последовательными избраниями: Ноя, потомства Авраама, народа Израильского, колена Иудова, дома Давидова, — с его законом, охранявшим чистоту народа Божия, с благословением избранного потомства, вся эта священная история есть провиденциальный и мессианский процесс. Это есть предуготовление Тела Христова, предуготовление Церкви, то есть той среды, в которой происходит соединение с Богом, и прежде всего предуготовление Пречистой Девы, Которая дала Свою природу, дабы осуществилась тайна Рождества Христова.

Святитель Николай Кавасила в одной из проповедей говорил, что Рождество Господа Иисуса Христа "было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы не осуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле"4.

В лице Пресвятой Девы человечество дало свое согласие на то, чтобы Слово стало плотью и обитало среди людей, так как, по святоотеческому выражению, «если единая воля Божественная создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой».

Все, что мы знаем о Пресвятой Троице, мы знаем благодаря Рождеству Христову. Несомненно, дохристианская религиозно-философская мысль предугадывала таинственное значение числа «3», но эти предчувствия были окутаны сумраком двусмысленных символов. Для полного откровения о Троице было необходимо Рождество Господа. С Ветхого Завета как бы снялось покрывало, и он открыл свою тринитарную сущность.

Личность Бога Сына в Рождестве преодолела границы между трансцендентным и имманентным и вступила в человеческую историю. Казалось бы Рождество не должно вмещаться в категории Божественной природы, неизменной и вечной. Но надо отметить, что природа Бога не отождествляется с Его Ипостасями. Именно благодаря этому Бог Сын стал Человеком, и именно поэтому следует говорить о Его собственном домостроительстве. Несомненно, что спасение мира есть проявление единой воли Пресвятой Троицы. Но эта общая воля осуществляется каждым Лицом различно: Отец посылает, Сын проявляет послушание, а Дух сопровождает Его и содействует Его вхождению в мир.

Воля Сына есть воля Пресвятой Троицы, но эта Его воля есть воля послушания. Спасает нас Троица, но для исполнения в мире дела спасения рождается Сын. Сын Божий воплотился для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом, соединения расторгнутого злом и без участия самого человека невосстановимого.

В сочинениях святителя Иринея Лионского трижды встречается мысль: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Это же изречение можно найти в трудах святителя Афанасия Великого, а позднее у многих известных богословов.

*  *  *

К моменту Рождества Христова человечество достигло такого уровня развития, которое позволило Господу максимально проявить Свое домостроительство, что было невозможно ни до того времени, ни после него. Чем же характеризуется исторический фон Рождества Христова?

Прежде всего необходимо отметить существование в это время Римской империи. Римляне, как никакой другой народ, сумели выработать в себе чувство единства в подчинении всеобщим законам. Солидарность людей внутри империи благоприятствовало принятию Евангелия, провозглашавшего единство человеческих наций. Римская империя объединила прежде разрозненные и враждующие между собой государства Средиземноморья. Это облегчило христианам проповедь Евангелия среди разных народов.

Если римляне создали политическую атмосферу распространения учения Христа, то греки развили теоретическую деятельность, которая помогла распространению Евангелия. Римляне завоевали греков политически, а греки, по словам Горация, завоевали Рим своей культурой. Евангелию, предназначенному для всех людей, требовался универсальный язык для того, чтобы наилучшим образом воздействовать на человеческие души. К моменту Рождества Христова большинство образованных людей знали классический греческий язык, а простые люди Средиземноморья общались между собой на его разговорном диалекте. На греческом языке христиане проповедовали учение Христа, на этом языке были написаны книги Нового Завета.

Греческая философия подготовила приход христианства путем разрушения старых верований. Кто бы ни начинал познавать достоинства этой философии — греки или римляне, — они вскоре приходили к убеждению, что она не оставляет камня на камне от политеистических воззрений. Однако философии не удалось удовлетворить духовные потребности людей, поскольку благодаря ей они либо становились скептиками, либо искали решения своих религиозных проблем в восточной мистике. К моменту Рождества Христова философия уже пришла в упадок после расцвета при Платоне. В ней появились такие эгоцентричные течения, как стоицизм и эпикурейство. Более того, философия была в состоянии заниматься лишь поисками Бога или определять Его как научную абстракцию, но ей никогда не удавалось открыть Бога как Бога любви. Поражение философии в этом вопросе во времена пришествия Христа располагало людей принять более духовный подход, но только христианство было в состоянии заполнить вакуум духовной жизни того времени.

Греческая культура, не являясь самодостаточной, возбудила духовный голод во многих людских сердцах. К моменту Рождества Христа люди поняли глубже, чем когда бы то ни было, всю недостаточность человеческого рассудка и политеизма. Индивидуалистические философии Эпикура и Зенона, а также упадок языческих религий — всё свидетельствовало о желании человека установить более тесные отношения с Богом. Именно христианство предложило человечеству возможность личного общения с Творцом.

Наряду с римлянами и греками благоприятный исторический фон для Рождества Христова формировали и иудеи. Они, в отличие от греков, не пытались найти Бога путем рассуждений. Иудеи признавали Его существование, с готовностью поклонялись Ему и принимали Его как должное. Они предложили миру надежду на приход Миссии, Который принесет с Собой спасение. Ожидание прихода Миссии было распространено в античном мире благодаря миссионерской работе именно иудеев.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий