Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века

*  *  *

Церковь была основана Духом Святым после вознесения Господа в день иудейской Пятидесятницы. В этот праздник иудеи, собравшись в Иерусалим со всех концов Средиземноморья, увидели чудесное проявление Божественной благодати, когда во время сошествия Духа Святого апостолы заговорили на различных языках. Тогда апостол Петр произнес свою первую проповедь, провозгласив Иисуса из Назарета Мессией. Около трех тысяч человек восприняли его слово, поверили ему и в тот же день были крещены. Церковь очень быстро пополнялась новыми членами. Общее число крещеных вскоре достигло пяти тысяч человек. Последователями Христа становились и жители Иерусалима, и эллинисты, и даже иудейские священники.

Таким образом в Иерусалиме была основана первая христианская община. Идеал жизни этой общины состоял в единстве и взаимной любви. Апостолы постоянно собирали верующих и наставляли их в учении Христа. Эти собрания происходили в частных домах Иерусалима. Все уверовавшие во Христа пребывали в необыкновенно приподнятом состоянии духа. Благодать Божия переполняла их сердца, и они были охвачены чувством духовного восторга. Выслушав наставления апостолов, верующие обычно устраивали братские трапезы — так называемые вечери любви. Подкрепляя пищей тело, христиане укрепляли души друг друга взаимным общением. Любовь объединяла всех учеников Христа в единую, крепкую духовную семью. Каждый был неразрывно связан с её жизнью, каждый был окружен братской любовью и сам испытывал необходимость проявлять её по отношению к другим.

Духовным стержнем ежедневных христианских собраний была Евхаристия. Причащаясь в этом Таинстве Тела и Крови Господа, верующие теснейшим образом соединялись во Христе во единое целое, образуя Церковь, которая сама является Телом Сына Божия. Благодать Святого Духа настолько освящала, очищала и просвещала христиан, что они не могли равнодушно смотреть на беды своих собратьев. Из их сердец исходило сострадание ко всякой человеческой скорби. Благодатная любовь, переполнявшая их существо, требовала практических дел. Поэтому первые христиане Иерусалима объединили все свое имущество, чтобы среди них вообще не было нуждающихся. Разве можно было чем-то владеть и жить в достатке, когда рядом находились голодные, раздетые, бездомные и больные? Члены первой христианской общины приносили все свои деньги к ногам апостолов, чтобы те раздавали их каждому по мере его нужды. Никто не называл ничего из имущества своим, но предлагал для общего употребления все, что имел. Многие для этой цели продавали свои дома и земли, которыми владели. Вскоре среди христиан уже не было нуждающихся. Обобществление имущества делалось только по согласию, без всякого принуждения, и никто не осуждал тех, кто ещё не был духовно готов к таким решительным действиям. Но такой образ жизни первых христиан не был проявлением так называемого «первохристианского коммунизма» или результатом воплощения особой социальной теории. Их жизнь была проявлением любви и свидетельством о новой жизни во Христе. Пример жизни Иерусалимской общины навсегда останется для христиан идеалом полного преображения любовью всех человеческих отношений.

Существует церковное Предание о том, что Господь перед Своим вознесением заповедал апостолам в течение двенадцати лет не покидать Иерусалим и только по окончании этого срока идти проповедовать Евангелие народам мира. Присутствие апостолов в Святом Граде было необходимо для того, чтобы укрепить Церковь и помочь христианам претерпеть первые гонения. К 44-45 гг. эти задачи были выполнены, и ближайшие ученики Христовы приступили к осуществлению своей миссии в других странах. К тому же в это время вожди синедриона, заручившись поддержкой иудейского царя Ирода Агриппы I, намеревались уничтожить всех видных учителей Церкви. Бросив жребий, апостолы во исполнение заповеди своего Учителя разошлись во все концы земли.

Свое миссионерское служение апостолы распределили по народам. Поэтому святой апостол Петр проповедовал преимущественно евреям, апостол Павел — грекам, апостол Фома — персам и индийцам и т.д. Благовествуя слово Божие в разных странах, святые апостолы основывали Поместные Церкви, входившие в единый организм Церкви Вселенской. В тех местах, где находился народ одной национальности, апостолы основывали национальную Церковь, а там, где проживало разноплеменное население, основывали многонациональную Церковь. Во всех Поместных Церквах апостолы рукополагали пастырей, которым предоставляли право управлять этими Церквами, самостоятельно устраивать их внутреннюю жизнь с учетом местных особенностей и условий. Таким образом, самими апостолами утверждались многочисленные Церкви с самостоятельным управлением. Обычно духовные центры этих Церквей располагались в главных городах округов или провинций, где и основывались епископские кафедры. Сами апостолы в вопросах, касавшихся жизни всей Церкви, действовали сообща — соборно. В местных же Церквах каждый апостол исполнял свое служение самостоятельно, но сохраняя единство духа с другими апостолами.

Во главе христианских общин апостолы ставили епископов. Для местной Церкви епископ являлся образом Самого Христа. Без него в общине ничего не делалось. Он совершал таинства Церкви, учил истинам веры и хранил апостольское предание. Епископу помогали поставленные и рукоположенные им пресвитеры.

Сначала христианство распространялось почти исключительно по городам, поэтому общины являлись собраниями христиан-горожан вокруг своего епископа. Когда число христиан увеличилось, такие единые собрания стали невозможны. Городские общины стали делиться на сеть подчиненных им пригородных общин, или приходов. Епископа в них стали заменять пресвитеры, являясь его полномочными представителями и как бы связующим звеном между ним и приходами. В управлении Церковью и в совершении таинств епископу помогали также диаконы. Кроме того на них также лежала забота о социальном служении Церкви.

*   *  *

В течение первых трех веков после Рождества Христова Церковь подвергалась тяжелейшим гонениям со стороны государства. К моменту появления христианства в Римской империи существовали разнообразные религии и даже весьма экзотические культы, которые свободно исповедовались населением. Почему же христианство оказалось вне закона?

Надо отметить, что Рим как всякое античное государство имел своих богов, свою национально-политическую религию. Но эта религия не была ни системой верований, ни системой морали. Религия римлян была до мелочей разработанным ритуалом жертвоприношений и молитв, культом, имевшим прежде всего государственно-политическое значение. От всех своих подданных Рим требовал только одного: внешнего участия в этом государственном культе, что выражало лояльность к общественным ценностям и включение в римскую традицию. От гражданина требовалось исполнение определенного обряда, после чего он мог исповедовать любую понравившуюся ему религию. Для античного человека такое отношение к государственному культу было естественным. Христиане же отказались от этого простейшего в глазах римского гражданина выполнения своего общественного долга, что и оказалось причиной гонений. Этот отказ не был ни бунтом, ни осуждением государства как такового. Христиане проявляли лояльность к Риму своими молитвами за императора и за отечество, но они не могли исполнить двух требований: признать императора Господом и совершить даже внешне поклонение идолам, хотя бы и без веры в них.

Гонения на христиан со стороны римской власти начались 16 июля 64 года, когда сгорела большая часть Рима. Народная молва обвинила в поджоге самого императора Нерона, который будто бы мечтал о перестройке столицы. Чтобы отвести от себя это подозрение, Нерон возложил вину за поджог города на христиан. Гонение было жестоким: христиан топили в Тибре, бросали на растерзание диким зверям, обливая смолой, использовали в качестве живых факелов в садах Нерона. Именно тогда были замучены святые апостолы Петр и Павел. Однако гонение было непродолжительным и ограничилось только Римом.

Конец I века ознаменовался ещё одним кратковременным гонением при императоре Домициане. С начала II века наступили золотые годы римской истории — «век Антонинов». Это было время последнего расцвета Рима под властью лучших когда-либо правивших в нем императоров. Однако в эту эпоху, когда как будто достигли торжества все нравственные ценности греко-римского мира, конфликт государства с христианством приобрел трагические формы. Положение христиан стало ужасным: они были объявлены вне закона, и было достаточно одного доноса, чтобы неумолимая логика обвинения завешалась смертью. Отныне — в течение двух столетий — мученичество становится неотъемлемой чертой жизни Церкви. В разные годы той эпохи в зависимости от политических и иных условий гонения то усиливались, то ослабевали, иногда прекращались на время, но фактически их цепь не прерывалась. Иногда это были вспышки массового гонения, например, в Смирне в 155 году или в Лионе в 167 году. Иногда это были индивидуальные судебные процессы: мученичество Игнатия Антиохийского при императоре Траяне, Телесфора Римского при императоре Адриане, Поликарпа Смирнского при императоре Антонине Пие, Иустина Философа при императоре Марке Аврелие и т.д. Мученичество воспринималось всей Церковью как свидетельство христиан о Спасителе перед судом мира, как норма христианской жизни, а также как самое сильное доказательство истинности христианской веры.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий