Своими глазами. Часть III. В Пещи Вавилонской

2) Награды

И в сладость была для него та награда.
В. А. Жуковский

Другой стороной судебной власти является право архиерея награждать духовенство.

В церкви награды не связаны с заслугами. Награды регулируются сроком службы. Год прослужил — получил набедренник.
Пять лет прослужил — камилавку и так далее. Выдаваемые за выслугу лет награды превратились в своеобразный юбилейный значок.
Если священник близок к Епархиальному Управлению, то получает награды чаще. Близок к Патриархии — еще чаще.

В распределении наград нет справедливости. Это их обесценивает.

Они свидетельствуют либо о стаже священника, либо… увы, о пронырливости. В редких случаях награды связаны с заслугой. Во время Ташкентского землетрясения многие жители покинули город. К чести Ташкентского духовенства, никто из священников не покинул город. За это они были представлены к наградам вне очереди. О. Георгий Касперский получил палицу. За палицей обычно следует «крест с украшением». О. Георгий по этому поводу шутил: «Ташкент тряхнуло — и палицу получил. Еще раз тряхнет — и крест поставят».

Даже раздачей наград архиерей может навлечь на себя гнев Спиридоныча. Приходится быть осторожным. Сколько неприятностей пережил архиепископ Варфоломей, поддавшись состраданию. В 1972 году освободился из заключения священник Адельгейм. В тот же день явился он на прием к своему епархиальному архиерею. Вошел стриженый наголо, бритый. Вместо ноги — самодельная деревяшка, привязанная к поясу веревкой. В чужой рясе. Без креста. Навернулись слезы на глаза архиерею. Достал он наперсный крест и возложил на грудь священнику. У кого повернется язык после этого сказать, что продались русские архиереи? А еще дипломат! Его за это чуть кафедры не лишили.

Окаменейте, русские архиереи! Замкните сердце для чужого горя!

Епископ Платон был гораздо осмотрительнее. Того же Адельгейма жена приехала со своим горем: местные власти по ходатайству священника Григория Календы и церковного Совета г. Кагана поставили вопрос о выселении ее с тремя малыми детьми из церковной квартиры. Вера Адельгейм жила в двух комнатах, уступив четыре комнаты и кухню новому настоятелю.

Местные власти ее пожалели: «Возьмите в Ташкенте подтверждение от епархиальных властей, что с Вашего мужа не снят сан. Тогда вопрос о выселении не будет поставлен». Приехала горемычная женщина к епископу Платону: «Подтвердите, что с моего мужа, священника Павла Адельгейма, сан не снят». Какие имел епископ Платон основания для резолюции, состоящей из единственного слова: «подтверждаю, епископ Платон»?

В личном деле священника Адельгейма лежал указ № 40 от 23 октября 1970 года, подписанный покойным предшественником епископа Платона по Ташкентской кафедре, архиепископом Гавриилом: «Взятый под стражу 14 декабря 1969 года и осужденный в августе 1970 года к трем годам лишения свободы настоятель Никольского храма г. Кагана Узбекской ССР священник Павел Анатольевич Адельгейм освобожден от занимаемой должности и почислен за штат».

Даже при наличии такого ясного документа епископ Платон наотрез отказался наложить какую бы то ни было резолюцию. Может, он не злой человек. Осторожность! И еще раз осторожность! У советского архиерея, как у минера, ошибка может стать роковой. И все-таки в голове не укладывается, как епархиальный архиерей за все три года десятью рублями не помог детям заключенного священника!
Архиепископ Ермоген помогал. Из своей пенсии.

Неисправимый!

3. Эпилог.

Остатки архиерейских прав

Среди архиерейских прав сохранилось одно единственное, над которым еще не занесен сапог уполномоченного. Это право совершать богослужение. Архиерей может совершать богослужение в Кафедральном соборе. Может посетить другой приход своей епархии.

Говорят, последнее требует поправки. Когда епископ Платон хотел посетить Ашхабад, уполномоченный по Туркмении Бердыев ответил: «Скажите вашему епископу — пусть носа своего сюда не показывает, если не хочет иметь неприятности». Нет, епископ Платон не хотел неприятностей и не поехал в Ашхабад.

Архиепископ Варфоломей любил приезжать в приходы неожиданно. Не поставив в известность уполномоченного и благочинного Синицына, владыка начал объезжать Киргизские приходы. Киргизский уполномоченный был возмущен. Он заявил архиерею, что все его посещения приходов должны быть «согласованы» предварительно. Читай: «спрашиваться надо, потом ехать». Отговорился. Мол, не знал, что заехал в Киргизию.

Есть еще у архиерея право писать пастырские послания и рассылать в пределах своей епархии. Бледные останки учительной власти архиерея. Этим правом архиереи не злоупотребляют.

Пишут краткие поздравления к Пасхе, к Рождеству, телеграмму к престольному празднику… Архиереи не собирают никаких съездов духовенства для выяснения всяких недоумений, для наставления, руководства и так далее.

Быт епископа устроен хорошо. Каждый епархиальный архиерей, получив назначение, находит в епархиальном городе благоустроенный дом для жилья, автомобиль. Кабинет и приемную — для работы. Кафедральный собор со штатом духовенства. Обслугу при доме и другие удобства, обычные для высокопоставленных чиновников советского партийно-государственного аппарата. Уклад обеспеченной и благо устроенной жизни призван превратить архиерея из апостола Христова в обыкновенного чиновника бюрократической системы.

Итак, первое слагаемое архиерейской власти равно нулю.
Второе слагаемое неограниченно стремится к нулю. В сумме — епархиального архиерея можно назвать Владыкой только по традиции. Владыкой, лишенным власти.

Епархиальное управление давно превратилось в секретариат при уполномоченном. А епархиальный архиерей оказался чем-то вроде ответственного секретаря Спиридоныча.

И здесь, как всюду в церковной жизни, единственным источником всех тенденций остается советский государственно-партийный аппарат.

Примечания:

51.  В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание второе. Т. 7, — с. 186
52.  Там же, т. 17, — с. 416
53.  Патриарх Тихон. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Послания и документы. Машинопись.
Без автора. — с. 72–74
54.  Там же, — с. 77
55.  В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание второе. Т. 17 — М.: Госиздат, — с. 418
56.  Письмо московских священников о. Глеба Якунина и о. Николая Эшлимана святейшему патриарху Алексию от 12 декабря 1965 г. — с. 5
57.  Там же
58.  Там же, — с. 26
59.  Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», — ст. 20
60.  Седюлин А. Законодательство о религиозных культах. — М.: Юридическая литература, 1974 г. — с. 17
61.  Патриарх Тихон. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Послания и документы. Машинопись.
Без автора. — с. 74
62.  Там же, — с. 104
63.  Там же, — с. 113
64.  Там же, — с. 109
65 Там же, — с. 27
66.  Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях»

Назад       Начало      Вперёд

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий