Святой Бенуа-Жозеф Лабр и его почитатели

Почтение к новоявленному святому наравне с простонародьем выражали и люди знатные, что считалось «гарантией подлинности» святого и неоднократно подчеркивалось свидетелями на процессе и биографами. В сочинении Маркони описано прощание с телом Лабра, выставленным в римской церкви: «Почетные персоны разделяют энтузиазм народа и подогревают его своим примером: мы видим одних, пытающихся сломить сопротивление и добраться до угодника Божьего; другие простираются у его ног; те с исключительным благоговением пытаются прикоснуться четками к его телу; эти с почтением прижимаются губами к его рукам и орошают их слезами; все выражают восхищение и удивление, дотрагиваясь то до рук, то до ног, то до иной части тела, которые остаются мягкими, осязаемыми, гибкими, в превосходном состоянии чистоты и нетленности» 39.

Популярность французского святого была такова, что многие желали запечатлеть свои воспоминания о нем и участвовать в канонизационном процессе. Однако далеко не все желавшие свидетельствовать на процессе могли знать святого; как комментирует биограф, «даже не придавая слишком большого значения этому пробуждению народного воображения, нужно, однако, отметить, насколько живыми и трогательными были рассказы о святом бедняке, если дети смогли убедить себя, будто сами видели то, о чем им рассказали!» 40

О распространенности культа можно судить по тому, что, по подсчету Ланглуа, четверть чудес, приписываемых Лабру и упомянутых в материалах процесса канонизации, произошла в Риме, больше половины — на остальной территории Италии и шестая часть — во Франции. За исключением Нидерландов, вся остальная Европа не знала этого святого 41.

Но в странах, где святой был известен, его популярность достигала такого уровня, что «многие убеждали себя, что знали того, кто умер до их рождения» 42. Любопытно отметить, как в локальной традиции описаны отношения между Лабром и жителями тех городов, которые он посещал во время своих странствий. Некоторые авторы старались подчеркнуть, что почтение и любовь, которыми их сограждане одаривали блаженного, были совершенно исключительными и более пылкими, чем где-либо в другом месте. К примеру, аббат Госселэн пересказывал местные легенды, согласно которым, «когда узнавали, что он пришел в деревню, дети окружали его, но не с тем насмешливым любопытством, которое сегодня вызывают в них некоторые чужеземцы, — если тогда этот возраст уже и потерял благочестие, то уважение он еще хранил — а с той наивной фамильярностью, которая составляет особое очарование детства и которая была вызвана в них мягкостью и приветливостью угодника Божьего. К концу дня все собирались на большой Голгофе (название холма. — И. М.). Блаженный был окружен своей маленькой аудиторией, к которой присоединялись некоторые более взрослые слушатели» 43. Во время этих собраний присутствующие читали молитвы и слушали предсказания блаженного. Эта идиллическая картина отношений между жителями и святым служила для укрепления благочестия и уверенности в том, что Лабр испытывал особенную любовь к этому краю. Для автора неважно, что нарисованная им картина противоречит многим житиям, повествующим, что блаженный был очень сдержан во взаимоотношениях с людьми и предпочитал не представать в роли пророка.

Внимание к Лабру неизбежно подогревается рассказами о чудесах: «Из Рима и окрестностей все время стекаются огромные толпы народа на могилу святого, который не прекращает творить чудеса в милость тем, кто с верой призывает его. Немые говорят, слепые прозревают, паралитики и безнадежно больные свободно ходят и возвращаются к себе без посторонней помощи, женщины, больные водянкой, получают исцеление прямо на месте» 44. Уже в 1784 г. появились сборники рассказов о чудесах Лабра (например, в Риме и Париже — Recueil de nouveaux miracles opérés par l'intercession du Vénérable B. — J. Labre et d'autres pièces, lettres, extraits de lettres, memoires et manuscrits édifiants particuliers ou répandus dans le public). Циркулировали личные письма и свидетельства лиц, получивших помощь от святого, наподобие упоминавшегося письма об исцелении мадам Буйар.

Чудеса, случившиеся со знакомыми, подогревали пыл поклонников нового святого. В житии Маркони упоминается одна дама, которая, «увидев исцеление мадемуазель Фурнье, купила книгу о первых шагах почитания нового святого (Prémices de dévotion), совершила девятидневный молитвенный обет, повторила его и в последний день второго обета полностью исцелилась» 45.

Иные верили, что помощь святого можно снискать через посредничество его родителей. Один священник из Булони писал, что «многие почтенные и прочие беременные дамы считают великой честью возможность обнять эту почтенную мать, чтобы тем самым получить для собственного дитяти благословение Господне через посредничество ее сына» 46.

Наряду с молвой о чудесах существовали и другие способы пропаганды культа Лабра, где важная роль также отводилась распространению печатной продукции. Аббат Алежиани в «Кратком житии угодника Божьего Бенуа Ж. Лабра» 47 упоминает 16 тыс. похвальных слов святому, появившихся в течение года после его смерти. Распространение культа Лабра опиралось в значительной мере на продажу его изображений и книг о нем. В родных краях святого продажа его житий пропагандировалась через местную прессу. В одной из религиозных газет по случаю издания нового жития можно прочитать следующее: «Принимая во внимание минимальную стоимость (0,20 сантимов) и то, что благотворительность великодушной христианской души без труда снабдит его этой суммой, каждому кюре следовало бы по случаю предстоящих праздников доставить экземпляр этой маленькой книги в каждое жилище в своей деревне или городе. Хорошо организованная, эта пропаганда может победить многие предрассудки и собрать для нового святого множество служителей, происходящих из его родного края, тех, кто не почитал его до сих пор лишь по той простой причине, что не знал его вовсе или знал недостаточно» 48.

В число распространяемых реликвий вошли и экс-вото — благодарственные дары, преподнесенные святому за полученную милость (сюда входят изображения исцеленных органов, предметы культа, цветы, деньги и т.п.). Обнародование этих даров также служило распространению культа Лабра, демонстрируя верующим эффективность его заступничества. Признавая важность подобного механизма распространения культа, Католическая церковь запрещала показывать подобные приношения вплоть до того момента, как будет принято официальное решение о приобщении умершего к сонму святых.

В ходе сбора информации о кандидате в святые проводится специальное расследование Super non cultu с целью установить, не воздаются ли кем-либо незаконные почести умершему 49. Именно поэтому свидетелям канонизационного процесса приходится решать непростую задачу: с одной стороны, необходимо показать, что угодник божий пользуется любовью и доверием верующих, с другой стороны, подобное почитание не должно переходить рамки дозволенного. Эту тему затрагивали многие священники из конгрегации Пии Операи, ведавшей церковью Мадонны деи Монти, где был похоронен нищий паломник. Один из них свидетельствовал: «Мне известно, что у падре Гаэтано Пальма имеются различные вещи, которыми пользовался угодник Божий, и он раздавал их в большом количестве всем желающим. Он хранил их в своей комнате вместе с реликвиями других святых и блаженных, но при этом их никогда не выставляли на алтарях или в других местах для публичного почитания верующими» 50. Другой священник также дал показания по этому вопросу: «Нет сомнения, что почитание памяти угодника Божьего Бенедетто Джузеппе Лабре было распространено повсеместно, не только в этом городе, но и во многих других местах. Что касается Рима, то я могу свидетельствовать об этом, так как сам видел проявления этого почитания: народ стекался почтить его могилу; люди коленопреклоненные или распростертые ниц, с большим пылом, заметным со стороны, приходили просить его заступничества или поблагодарить за полученную с его помощью милость от Всевышнего. О нем говорили с большим одобрением и уважением и настойчиво пытались заполучить вещи, бывшие в его употреблении, чтобы хранить их как реликвии, и их удавалось раздобыть как и его изображения, которые были изготовлены в разных формах и манерах. И я думаю, что подобное почитание, заключенное в этих границах, дозволено Апостольским Престолом и не противоречит его постановлениям» 51. О комнате, где умер блаженный: «Эта комната у Заккарелли окружена некоторым почитанием, которое между тем, на мой взгляд, не переходило границ частного почитания. В ней находится своего рода витрина в виде алтаря, на которой стоит бюст из воска или гипса, высотой примерно в три ладони, который изображает Бенедетто, однако на этом бюсте не заметно следов лучей, сияния, ореола или титулов святого или блаженного. Там же стоит кровать, в которой умер Бенедетто, и вещи, которые он на себе носил. Эта витрина окружена решетчатой оградой с краткой надписью, на которой, если я не ошибаюсь, значится: „Здесь умер Бенедетто Джузеппе Лабре“. Стены этой комнаты украшены фресками, изображающими Угодника Божьего, а именно: как он получает от мясника в качестве милостыни шляпу и старые башмаки для путешествия в Лорето, как сыновья этого Заккарелли вносят его в комнату в среду утром на Страстной неделе, как его укладывают на кровать и как ему подносят еду. Ничего иного в той комнате я не заметил; несомненно, в этих изображениях как и во всей комнате нет никакого следа публичного культа» 52.

Изображениям и реликвиям отводится важнейшее место в утверждении культа святого; это обстоятельство признавали как верующие, так и сама Католическая церковь, пристально следившая за их распространением. Благодаря узнаваемым элементам иконографии, изображения могли поведать даже тем верующим, кто не читал жития подвижника, о подвиге, прославившем его. Реликвии, в свою очередь, рассматривались как материальный залог покровительства святого, с ними связывалось ожидание чудес, обладание ими считалось редкостной удачей; также и изображения выполняли функцию реликвии и, как считалось, могли способствовать исцелению. Ожидалось, что манипуляции с изображениями или реликвиями святого могут оказать на него воздействие, привлечь его помощь, и тогда за это необходимо принести дар. Даже развитие техники не приводило к десакрализации реликвий, ведь, по убеждениям верующих, чудеса случались как при прикосновении к могиле или телу святого, так и при контакте с гравюрой, выпущенной большим тиражом, и даже с фотографией святого или хотя бы его портрета. Таким образом, в XVIII — XIX вв. в среде верующих сохранялись традиционные христианские воззрения, пережившие критику реформаторов и мыслителей Просвещения.

Примечания

39. Vie de Benoît-Joseph Labre, mort à Rome en odeur de sainteté, р. 166.
40. AUBINEAU L. La Vie admirable du saint mendiant et pèlerin Benoît-Joseph Labre. 8e édition. Paris. 1883, р. 116.
41. См. LANGLOIS C. Op. cit., р. 353 — 366.
42. AUBINEAU L. La Vie admirable du Bienheureux mendiant et pèlerin Benoît-Joseph Labre. 7e édition. Paris. 1882, р. 119.
43. GOSSELIN (abbé). Le bienheureux Benoît-Joseph Labre à Pertain. Amiens. 1872, р. 9.
44. Copie de la lettre écrite de Rome par un médecin à sa soeur, religieuse carmélite à Cavaillon, datée du premier mai 1783. In: Vie de Benoît-Joseph Labre, mort à Rome en odeur de sainteté. Lille. 1817, р. 170. Копия письма одного врача своей сестре, кармелитской монахине в Кавайон, отправленного из Рима 1 мая 1783 года.
45. Vie de Benoît-Joseph Labre, mort à Rome en odeur de sainteté.
46. Ibid., р. 180.
47. ALEGIANI G. — B. Op. cit.
48. Semaine religieuse du diocèse d'Arras, Boulogne et Saint-Omer, 16.IV.1882.
49. На эту тему см. BOUTRY Ph. Le procès super non cultu, source de l'histoire des pèlerinages. Germaine Cousin et le sanctuaire de Pibrac au lendemain de la Révolution franchise. — Bibliothèque de l'école des Chartres, 1996, Vol. 154, N 2. рр. 565 — 590.
50. Processus Labre. Vol. 2395, fol 81 r. — 82 v. Свидетельство Паскуале Мария Сантулли, священника из конгрегации Пии Операи.
51. Ibid., fol. 78 v.
52. Ibid., fol.188 r. — 189 г. Свидетельство брата Агабито да Сан Джованни делла Кроче.

 

Источник: Вопросы истории, № 4, Апрель 2009, C. 58-69

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий