Великое значение афонских традиций

Архимандрит Василий Гондикакис

Святая Гора Афон

Сегодня, в день памяти святой великомученицы Анастасии, молясь на всенощном бдении, я впервые очень сильно ощутил ее присутствие, когда подошел к ее святым мощам, и это чувство меня не покидало на протяжении всего нашего всенощного моления.

Давайте посмотрим на ее мученическую смерть: ей выбили зубы, отсекли руки и ноги, ей урезали перси – несправедливая смерть. Но в конце концов, ее смерть не была напрасной, и ее жизнь не была поражена смертью. В Православной Церкви победа над смертью была и есть величайшее событие! Поэтому всем нашим бытием мы должны благодарить Господа Бога за то, что его любовь и милость Пресвятой Госпожи нашей Богородицы сотворили нас жителями этого святого места.

И сейчас мы должны быть «упрямыми», быть «настойчивыми», как монахи, которые говорят «не стоит анализировать». Мы не знаем, какое значение имеет эта служба, какое значение имеет эта икона, какое значение имеют эти святые мощи, какое значение имеет эта Божественная Литургия. И когда мы истинно говорим так, то тогда нам открываться глубочайшее значение всего этого. Здесь мы наследуем святое, священное и праведное, и все это мы должны подобным образом принять, и потом передать другим… Как то сделала благочестивая чета Эммануила и Ралли, которая подарила монастырю эти святые мощи. И эти святые мощи освящают монастырь и весь мир. Потому наш долг – сохранить и передать традицию и духовную целостность Святой Горы без повреждений и искажений, как нетленные святые мощи, чтобы передать их грядущим поколениям.

Ваш достопочтенный отец-игумен, который общается с молодежью, а также и вы, поскольку тоже молоды знаете, что происходит сегодня, знаете о сегодняшнем Вавилоне и о смешении языков. Потому нет ничего другого, что можно было бы противопоставить, кроме православия, которое может предложить внутреннее спокойствие. Ибо святая Горя Афон – это одно из проявлений православия, поэтому мы обязаны вести правильный образ жизни, как то требуется от святогорского монаха. И то, что мы с вами наследуем, должны передать другим. И тогда, даже не понимая этого, мы совершаем великое дело для человечества и, ничего не говоря, громогласно проповедуем. И это велегласное слово тишины становится легко слышимым для каждого человека. Другое слово, слово концепций, приносит лишь только «суету сует и томление духа», поэтому сегодня необходимо слово тишины.

Давайте ничего не будем искажать и изменять на святой Горе Афонской, потому что и традиции, и внешне кажущиеся «мелочные» и «бессмысленные» вещи имеют важное значение и глубокий смысл.

Вы знаете, что произошло на Западе. В период Средневековья были отменены земные поклоны, поскольку говорили: «какой смысл имеет падать и снова подниматься? Это бессмысленный процесс, безрассудная трата твоего времени, это тебя лишь утомляет, и ты бесполезно проливаешь пот. Уж лучше будем больше трудиться и совершать добрые дела». Так они, отказавшись от земных поклонов, совсем по-иному начали распоряжаться своим временем. Но все по-иному здесь, мы, «крестьяне» и «неграмотные» святогорские монахи, да и православные в целом, сохранили земные поклоны, потому что знали и знаем, что человек не только душа, но и тело. Поэтому физическое участие в молитве с земными поклонами и аскеза имеет большой и глубокий смысл. Мы веруем в Господа Воплощенного, мы веруем в освящение душ и телес наших. Поэтому физическое участие в молитве, т.е. этот телесный труд помогает нам сохранять веру в Богочеловека и чувство Богочеловеческой жизни. Сегодня на Западе, спустя столетия, осознали, что в их духовной жизни что-то не так. Поэтому они путешествуют на восток и увлекаются дзеном и йогой, чтобы таким образом обрести для себя внутренний покой. А учителя восточных систем, которые чужды нашей вере, учат Запад своим методам психосоматического равновесия. Результат – полная путаница и расстройство.

Назад / Далее

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий