Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)

Совершенно иным миссионером, с примерным усердием и редким достоинством исполнившим возложенные на него обязанности, был архимандрит Серафим (Шахмуть), ныне канонизированный Русской Православной Церковью в лике новомучеников.

В миру его звали Романом. Он родился 15 июля 1901 г. в д. Подлесье Ляховичской волости Барановичского уезда Гродненской губернии и происходил из бедной крестьянской семьи. С детских лет мечтал послужить на ниве церковной и в 1923 г. в Жировичском Свято-Успенском монастыре принял монашеский постриг с именем Серафима. Благодаря хорошим певческим данным ему поручили клиросное послушание. Он был замечательным регентом и уставщиком. В 1935 г. Его рукоположили во иеромонахи и отец Серафим продолжил своё служение при храме в с. Курашево Бельского уезда Белостокского воеводства (до конца 1937 г.). Там он занимался миссионерской деятельностью среди тех местных жителей, которые в 20–30-е гг. были совращены в унию «восточного обряда». Многие из них благодаря знакомству с ним вновь возвратились в лоно Православной Церкви29. Неся крест монашеского послушания, отец Серафим вёл строго аскетическую жизнь. В Жировичах он одно время поселился и жил при Свято-Георгиевской кладбищенской церкви, которая никогда не отапливалась. И в холод и в жару ходил только в сапогах. В конце 1939 г. владыка Пантелеимон (Рожновский) возвёл его в сан игумена, немного позже посвятил в сан архимандрита30.

17 августа 1941 г. по благословению митрополита Пантелеимона архимандрит Серафим, вместе со своим другом иереем Григорием Кударенко, покинули Жировичский монастырь и выехали в направлении Минска. Им было поручено заняться организацией церковно-приходской жизни там, где она была разрушена в довоенный период.

В Минск миссионеры прибыли только 23 октября, а до этого посетили множество селений Восточной Белоруссии, везде неустанно проповедуя Слово Божье. Столь длительное пребывание в пути объяснялось тем, что в Минск они отправились не на поезде, а на лошадях (а где и пешком) с тем, чтобы посетить как можно большее количество населённых пунктов.

Передвигаясь подобным образом, отец Серафим и отец Григорий принимали участие в открытии ранее закрытых православных храмов, совершали в них богослужения, избирали строительные комитеты для ремонта церквей, проводили массовые крещения детей и собирали на имя митрополита Пантелеимона прошения от местных жителей, содержащие просьбы о направлении в то или иное селение приходских священников.

В Копыльском районе миссионеры посетили: Копыль, Тимковичи, Сёмковичи, Романово, Лешню, Киевичи, Быстрицу, Воробьевичи, Евангелевичи, Потейки. В Слуцком районе побывали в Слуцке, Грозове, Греске, Трухановичах, Басловцах. В Узденском районе заезжали в Узду, Песочное, Семёновичи и другие места...

До сих пор (хотя прошло почти 70 лет!) некоторые старожилы вышеперечисленных селений сохраняют память о побывавших у них, тогда ещё совсем маленьких детей, миссионерах: архимандрите Серафиме и иерее Григории.

Настоятель Копыльского Свято-Вознесенского храма священник Сергий Чарный в 2010 г. записал эти краткие свидетельства, сохранившиеся в детской памяти с 1941 г. Люди запомнили миссионеров как монахов, хотя иерей Григорий в то время был ещё целибатом.

Воронко Мария Васильевна (1930 г.р.) из села Потейки рассказывает: «Помню, что к нам в деревню приехали два монаха и собирали нас, детей, в доме Хартанович Магдалены и учили нас молитвам. Помню, что мать отправила меня в деревню Трояново, чтобы я сообщила о их приезде. Церковь во время войны работала. До сих пор помню эти молитвы».

Тукай Леонида Гигорьевна (1930 г.р.) сообщает: «Мы собирались в доме Хартанович Магдалены, человек 10 девочек, и нас учили молитвам два монаха. Мы записывали “Отче наш” и “Богородицу” на кусках обоев. До сих пор помню эти молитвы».

Астрейко Людмила Иосифовна (1932 г.р.) говорит: «Было холодно. Нас детей собирали в доме и учили молитвам два монаха. Эти молитвы помню до сих пор и каждый день молюсь»31.

После освобождения Белоруссии от немецких захватчиков в сентябре 1944 г. обоих миссионеров арестовали. На одном из допросов отец Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей при посещении вышеназванных селений, прямо и нелицеприятно ответил, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Россия была верующая. Верили наши предки, деды, прадеды, и теперь наша страна и наш народ придут к счастливой жизни только через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни и храмы, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Таин и хоронились без священника, а дети росли некрещёные и не венчалась ваша молодёжь»32.

Такие проповеди, по свидетельству архимандрита Серафима, произносились им и священником Григорием Кударенко почти в каждой церкви. Везде, где они побывали, встречавшие их люди с неподдельной радостью вслушивались в речи двух выходцев из древней Жировичской обители; с душевной теплотой относились к этим странникам, избравшим тернистый путь миссионерского служения своему народу в тяжелейшее безвременье войны.

Не случайно хорошо знавший их епископ Венедикт (Бобковский) так отзывался, например, об отце Серафиме: «...архимандрит Серафим (Шахмуть) выявляет себя поистине апостолом Христовым, пешком обходя грады и веси освобождённой от большевиков Белоруссии. Это – праведник, каких теперь почти нет...»33

Данные слова наилучшим образом характеризуют преподобномученика Серафима...

Высоко оценивавший миссионерскую деятельность архимандрита Серафима епископ Брестский Венедикт, приехавший в Минск в конце сентября 1941 г., сумел выполнить поставленную перед ним задачу. Через посредство белорусского политического деятеля Радослава Островского, вступившего в тесное сотрудничесвто с немцами, владыка Венедикт достиг договорённости с оккупационными властями относительно того, что митрополит Пантелеимон может переехать в Минск и официально возглавить Православную Церковь в Белоруссии. При этом были принято выдвинутое немцами условие, что местная Церковь встанет на путь провозглашения автокефалии. Оно было принято митрополитом с оговоркой, которая сводилась к тому, что организация церковной жизни в данном направлении должна непременно протекать каноническим путём34.

Вскоре в Минск были назначены настоятели возобновлённых храмов. Они прибыли из Западной Белоруссии. В Свято-Александро-Невскую церковь – священник Иоанн Кушнер. В Свято-Екатерининский собор на Немиге – протоиерей Иосиф Балай в качестве настоятеля и священник Николай Лапицкий (как его помощник). Храм на Немиге нуждался в серьёзном ремонте, так как после закрытия в 1934 г. в нём устроили перекрытия, разделившие церковь на четыре этажа. Денежных средств и квалифицированных рабочих, необходимых для проведения масштабного ремонта не хватало, поэтому его восстановление растянулось на несколько месяцев и было завершено ко дню празднования Рождества Христова. Кафедральным собором возрождающейся после антирелигиозного террора Минской епархии стала Спасо-Преображенская церковь бывшего женского монастыря.

Очень многие тогда обратились к Богу. Житель д. Шабуневщина Дзержинского района Антон Семянович в своих воспоминаниях писал: «у час акупацыі... хрысцілі не толькі нованароджаных, якіх было не так ужо і многа (усё ж такі ішла вайна), але і дзяцей-малалетак, падлеткаў і нават тых, каму ўжо было 15–18 гадоў, бо пры савецкай уладзе дзеці раслі ў большасці выпадкаў нехрышчонымі. Бывалі выпадкі, калі дзяўчына і хлопец пасля хрышчэння неўзабаве ішлі пад вянец»35.

За первые четыре месяца оккупации Минска Святое Крещение приняли «22 000 детей самого разного возраста – от младенцев до 17–18-летних юношей и девушек. Не прекращались венчания – бывали случаи, когда в один день бракосочетание совершали от 20 до 30 пар36. Довольно часто заказывались и служились заочные погребения о тех, кто почил в конце 30-х гг., когда большинство храмов было уже закрыто и отпеть человека являлось проблемой.

Поскольку в Восточной Белоруссии новооткрытых церквей было совсем мало, многие её жители, проживавшие неподалёку от старой советско-польской границы, приезжали в храмы Западной Белоруссии и здесь совершали столь долго чаемые требы.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий