Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)

Подобная картина наблюдалась, к примеру, в Радошковичах, где в военные годы служил священник Иоанн Жарский. В первые дни немецкой оккупации, когда старая граница прекратила своё существование и стало возможным общение между западной и восточной частями местного прихода, «люди во множестве устремились в Радошковичи, чтобы принять участие в спасительных Таинствах Крещения, Исповеди, Причащения Тела и Крови Господних.

Несколько недель вся улица возле церковного дома была уставлена подводами. Отец Иоанн вначале сам оформлял регистрацию крещаемых, а затем из-за большого количества людей, ему стали помогать дочь Таисия и будущий священник Михаил Пясецкий. Все, кто видел эти крещения в те трудные времена войны, невольно думали о чуде, сотворённом Господом, чтобы спасти души чад своих»37.

О схожих событиях повествует священник Николай Хильтов. В 1941 г. он занёс в приходскую летопись такие слова: «жители Восточной Белоруссии часто обращаются к духовенству совершить требы. Происходит второе Крещение Руси, приходится крестить по 100 и более детей»38.

В это время в Восточной Белоруссии продолжался процесс постепенного возрождения сельских приходов. 14 сентября по благословению епископа Венедикта вновь приступил к исполнению своих пастырских обязанностей священник Димитрий Мирошниченко. Он возглавил Свято-Петро-Павловский приход в Узде39. В сан иерея был рукоположен в 1924 г. митрополитом Мелхиседеком (Паевским). В 1932 г. арестован и выслан на Колыму40. В 1934-м освобождён и после этого возвратился в Минск.

12 октября 1941 г. митрополитом Пантелеимоном в Жировичском монастыре в священники к церкви с. Белоручи Логойского района был посвящён Иоанн Тумель. Ещё в 1900 г. он окончил псаломщицко-певческую школу в Вильно, затем его рукоположили во диакона, и он служил в церкви г. Сморгонь. «Ревностный, исполнительный, аккуратный и скромный» – так характеризовался этот пастырь в последующие годы своего служения41.

Поскольку владыки Пантелеимон и Венедикт не могли должным образом охватить своей архипастырской деятельностью всю территорию многострадальной Белоруссии, ими было принято решение совершить в ближайшее время новые архиерейские хиротонии. Первым кандидатом для возведения в сан епископа стал архимандрит Филофей (Нарко), приехавший в Жировичский монастырь из Варшавы. Его хиротония была совершена 23 ноября 1941 г. На следующий день прошло заседание Собора епископов Белорусской Православной Церкви.

После его окончания владыка Венедикт выехал в Гродно, откуда продолжил управлять Брестской епархией; а митрополит Пантелеимон и епископ Филофей отправились в Минск. 30 ноября они прибыли в полуразрушенную столицу Белоруссии. Как пишет Афанасий (Мартос): «…на спатканне іх зышлося многа людзей... Духавенства спатыкала сваіх уладык у царкве. Наогул сустрач была вельмі таржэственная і мнагалюдная. Народ цешыўся, што пасля шматгадовага перарыву нарэшце будзе ў іх свой епіскап, які ўзновіць праваслаўную традыцыю, якая была даўней»42.

Примечания

1.   Платонов Р. П. Белоруссия, 1941-й: известное и неизвестное. Минск, 2000. С. 35.
2.   История России. ХХ век: 1939–2007 / Под ред. А. Б. Зубова. М., 2009. С. 53.
3.   Без права на помилование – ІІ // Белгазета. 2007. 30 апреля.
4.   Найдзюк Язэп, Касяк Іван. Беларусь учора і сяньня. Минск, 1993. С. 259.
5.   Письмо Наталии Иулиановны Максимюк от 12 ноября 1994 г. / Архив протоиерея Феодора Кривоноса.
6.   Письмо Нины Ермолаевны Сурвилло от 17 апреля 2000 г. / Архив протоиерея Феодора Кривоноса.
7.   Дела и дни Стародорожской церкви // Церковный благовест. 1943. № 1 (13 июня).
8.   Алексеев В. И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. Москва–Нью-Йорк–Париж, 1981. № 14. С. 90.
9.   Ильинский П. Три года под немецкой оккупацией в Белоруссии (Жизнь Полоцкого округа 1941–1944 г.) // Грани. 1956. № 30. С. 89.
10.  Касяк. І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956. С. 81.
11.  Васильев Борис, протоиерей. Воспоминания (машинопись) / Архив протоиерея Феодора Кривоноса. С. 23.
12.  Церкви и приходы Минска. История и современность. Минск, 1996. С. 24, 25, 33, 56.
13.  Архив Минского епархиального управления (МЕУ). Послужные списки умерших священнослужителей (ПСУС). Т. 6 (М–Я).
14.  Кривонос Феодор, священник. У Бога мёртвых нет. Неизвестные страницы из истории Минской епархии (1917–1939 годы). Минск, 2007. С. 148.
15.  Архив МЕУ. ПСУС. Том 6 (М–Я).
16.  Кривонос Феодор, священник. У Бога мёртвых нет… С. 153.
17.  Архив МЕУ. ПСУС. Т. 7 (С–Я).
18.  Там же. Т. 6 (М–Я); Соколов Георгий, протоиерей. Храмы и люди. Онуфриевский приход Мстиславского района в 1944–59 годах по документам Государственного архива Могилёвской области // Могилёвские епархиальные ведомости. 2007. № 2 (163).
19.  Церковный благовест. 1943. № 1 (13 июня).
20.  Центральный Архив Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (ЦА КГБ РБ). Д. 35844-с. Л. 13.
21.  Копія Акта № 3 Дзеяньняў Сабора епіскапаў Сьв.Праваслаўнай Беларускай Царквы ад 11 сакавіка 1942 г. (копия) / Архив протоиерея Феодора Кривоноса.
22.  Из отчёта оперативной группы «А» (Айнзатцгруппы «А») о положении христианских конфессий в Прибалтике и Белоруссии за период с 16 октября 1941 г. по 31 января 1942 года» // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сборник документов. М., 2009. С. 557.
23.  Рэйн Леанід. Праваслаўная Царква ў Беларусі за нямецкай акупацыяй // ARCHE. 2008. № 5. С. 279.
24.  Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 426.
25.  ЦА КГБ РБ. Д. 20622-с. Л. 56.
26.  ЦА КГБ РБ. Д. 30645. Т. 1.
27.  Афанасій (Мартас), архіепіскап. Матэрыялы да гісторыі Праваслаўнай Беларускай Царквы. Жыровіцы, 2004. С. 53.
28.  Копія Акта № 3 Дзеяньняў Сабора Епіскапаў Сьв. Праваслаўнай Беларускай Царквы ад 11 сакавіка 1942 г. (копия) / Архив протоиерея Феодора Кривоноса.
29.  Meczennicy XX wieku. Martyrologia Prawoslawia w Polsce w biografiach swietych. Warszawa, 2004. С. 138 140.
30.  Кривонос Феодор, священник. Жития священномучеников Минской епархии. 1-я половина ХХ века. Минск, 2002. С. 155–156.
31.  Свидетельства М. В. Воронко, Л. Г. Тукай и Л. Ю. Астрейко / Архив протоиерея Феодора Кривоноса.
32.  ЦА КГБ РБ. Д. 35844-с. Л. 59–60.
33.  Корнилов А. А. Преображение России. О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941–1944). Нижний Новгород, 2000. С. 139.
34.  Афанасій (Мартас), архіепіскап. Матэрыялы да гісторыі... С. 54–55.
35.  Семяновіч Антон. З пражытага і перажытага. Минск, 2000. С. 171.
36.  Новицкий В. И. Религиозная жизнь Беларуси в военные годы (1941–1945 гг.) / Беларусь. 1941–1945. Подвиг. Трагедия. Память. Кн. 2. Минск, 2010. С. 163.
37.  Шаплыко Фома, иерей. Радошковичи православные. Белосток, 2008. С. 27.
38.  Летопись Иоанно-Предтеченской церкви с. Блячин Слуцкого повета / Архив протоиерея Феодора Кривоноса. Л. 41 об.
39.  Архив МЕУ. ПСУС. Т. 6 (М–Я).
40.  Кривонос Феодор, священник. У Бога мёртвых нет… С. 152.
41.  Архив МЕУ. ПСУС. Т. 7 (С–Я).
42. Афанасій (Мартас), архіепіскап. Матэрыялы да гісторыі... С. 64.
Далее

Источник: Χ Ρ Ο Ν Ο Σ.  Церковно-исторический альманах, № 1 2013 г.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий