Духовное и душевное

На телеканале «Союз» – гость: протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Беседовал протоиерей Александр Березовский

– Давайте сразу перейдем к вопросам.

Василий, Новосибирск: «Преподобный Иоанн Лествичник пишет о нечувствии как о страсти. Как бороться с такой страстью и чем она отличается от хронического психического расстройства?»

– Некоторые духовные заболевания очень похожи на заболевания психические. Такие вещи сродни унынию, и для победы над ним требуется усердная молитва и обязательно какое-то рукоделие. Очень помогают даже самые простые труды– уборка своего жилища или починка белья. Это как заржавевшая гайка – нужно обязательно стронуть с места спаявшуюся ржавчиной резьбу, тогда она пойдет гораздо легче.

– Тут, к сожалению, не уточняют, о каком нечувствии идет речь. Многие говорят: молюсь, а не чувствую любви к Богу – как-то сердце не горит к Нему; читаю о слезах, которые должен испытывать человек, каясь перед Богом, – таких слез нет.

– Человек путает духовное и душевное. Это бывает, особенно у женщин. Считают, что пламенеющая любовь сродни влюбленности. Это совсем не так. Пламенеющая любовь – это готовность всегдашняя отдать жизнь за Христа.

Очень часто человек заявляет: «У меня нет любви к Богу». Но если нет любви к Богу, как ты в храме оказался? Что тебя подняло в такой ранний час? Зачем правила почитал, потом ехал час и пришел к семи часам в храм? Человек думает, что любовь к Богу – это когда руки потеют, язык заплетается, все из рук валится и сердце трепещет, как у пятнадцатилетнего мальчика, который второй раз в жизни влюбился. Это совсем не так. Но отсюда постоянная путаница. Человек может сам себя обвинять в нечувствии – нет никаких нечувствий, потому что любовь – это состояние души, когда человек готов сам себя и друг друга и весь свой живот предать Христу.

– Одна раба Божия каялась: уже лет пятнадцать ухаживаю за больной свекровью, но никакой любви к ней не испытываю, хотя все делаю, что нужно, все, что попросит. Батюшка ей говорит, что «вот это и есть любовь».

– Ну да, она думает, что у нее должно быть к ней чувство, как к новорожденному младенцу, – желание потетешкать, все время обнимать, целовать, вот в чем дело-то. А свекрови, за которой ухаживают, что нужно? Уход или бесконечные признания в любви? Слова тоже важны, нельзя их совсем отрицать, но главное все равно не слова, а та энергия любви, которая в ней заключена, главное – постоянное усердие. Проявление любви – цветы подарил и два апельсина, и все? Нет, любовь – это когда изо дня в день.

Молитва от сердца

– Петербург на связи.

– Я слышала в какой-то передаче на канале «Союз», что желательно читать Иисусову молитву в день не менее ста раз, молитву Святой Богородице не менее двухсот раз. Объясните мне, неразумной, как сочетать молитву, идущую от сердца, с учетом количества раз?

– Очень просто. Никакого тут нет противоречия. Если человек ставит себе цель во что бы то ни стало получить нужную цифру, то, конечно, внимание будет обращать на количество, а если человек будет уделять внимание собственному сердцу, то цифра не будет играть для него никакой роли.

Очень давно, никто не скажет когда, больше тысячи лет назад, у людей молящихся появился такой инструмент как четки. Перебирая четки, на которых сто узелков, человек уже не беспокоится о счете, а как дойдет до самого большого зернышка, которое означает начало и конец, то, значит, сто и было. Это самый простой способ, старинный и благословленный. Если сбился – прочти снова или оставь; понятно, что сто одну молитву прочесть лучше, чем сто.

– Почему Иисус запрещает ученикам и злым духам рассказывать, что Он – Сын Божий?

– Очень много на эту тему есть рассуждений. Мне больше всего нравится такое: Господь не хотел, чтобы Его, Сына Божия, исповедовали бесы. А людям запрещал потому, что каждое деяние Божие было направлено непосредственно на этого человека. Часто бывает, что слово священника, сказанное человеку, он как совет передает другому – от этого может быть вред. Как лекарство – прописано одному человеку, а другому оно может повредить.

– Вопрос задает Людмила, Ленинградская область: « Можно ли как молитву произносить такие слова: «Великий Боже, дай мне силы самой закончить путь земной, не быть обузой до могилы, чтобы не мучались со мной. И не лишай до расставанья рассудка, здравого ума, чтоб я за все свои деянья была ответственна сама»?».

– Можно-то можно, но в этих словах, которые вы прочли, есть некоторые странные вещи, там про ответственность сказано… Она и так существует, незачем о ней просить. Поэтому мы обычно используем те молитвы, которые передали святые угодники Божии. Это лекарство будет помогать лучше.

– Некоторые слова в общепринятых молитвах не всем понятны.

– Те слова духовные, а эти – душевные. И постоянное чтение таких душевных стихов может закрыть вообще в человеке доступ к духовному. Останутся только душевные чувства.

– Слова-то вроде все верные.

– Не все. Всегда в доморощенных стихах очень много уделяется вниманию рифме, и ради этой рифмы упускается главное. Слова подбираются не с точки зрения духовной пользы, а с точки зрения рифмы. Поэтому идет дополнительное искажение. От молитвы человек должен назидаться, – так угодно Богу, и так апостол говорит.

– Нередко говорят: когда читаю по молитвослову, часто отвлекаюсь, а начинаю своими словами просить – у меня действительно молитва получается. Можно человеку оставить молитвослов и молиться своими словами?

– Человеку можно все, даже не молиться совсем. Научиться плавать в этом море можно только на волнах того, что создано.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий