Духовное и душевное

Когда спор бесполезен

– Вопрос Галины из Пензы: «Как убедить брата, что читать он мои мысли не может, что получается клевета длиною в двадцать лет. Молюсь о нем, чтобы он понял, что это его мысли, а не мои. Мне не хочется, чтобы в тот мир он пришел с этим грехом. Ему 67 лет, мне 74, и ничего за двадцать лет я не могу исправить».

– Не нужно ничего исправлять. Когда его душа отойдет от тела, он все прекрасно поймет; этого достаточно, а то, что нам хочется, не всегда возможно. Такой застарелый спор бесполезен, потому что, как правило, люди все очень гордые, человек свое собственное мнение часто считает выше всего. Спорить – только портить отношения, он так думает – и Бог с ним. Клевета? И на Самого Спасителя клеветали. Ничего страшного. Горько терпеть непонимание от собственного брата? Ну и Матерь Божия это терпела, и Сам Господь Иисус Христос сталкивался с тем, что Его ближайшие родственники недопонимали и апостолы, которых Он учил, – у каждого свое на уме (я представляю, как Ему по-человечески могло быть обидно). Поэтому то, что вы испытываете, испытывали Господь и Пресвятая Богородица. И вас Господь сподобил так же пострадать. А то, что молитесь за него, тоже правильно, это не дает сердцу вашему обидеться на него. Обычно русский человек при таких явлениях говорил: «А Бог с ним».

– Раб Божий Сергий (из какого он города, не написал): у них в городе в последнее время все чаще появляются брошюры о неправильном Крещении обливанием. Вопрос такой: «Нет ли необходимости повторного Крещения полным погружением? Священники вроде разъясняют, но люди все равно ищут повторного Крещения, как им можно это объяснить?»

– Никак. Это из той же оперы. Люди свое собственное мнение считают истиной. Это ересь самая настоящая. А всякая ересь возникает исключительно от гордости. Человек считает так, несмотря на разъяснения Церкви. Такой человек готов считать неправым Патриарха, епископов, всех богословов и т.п. Вот как раздаются сейчас по радио, в интернете всякие мнения: «Церковь должна», и какой-то человек, который и некрещен, и в церковь никогда не ходил, рассказывает нам, что церковь должна. Понятно, что человек, принявший в свое сердце беса гордости, иначе и не может поступать. Ну а если человек начинает Церковь учить, это уже не гордость, а гордыня. Вот, эти странные брошюры. Спрашивают, как объяснить? Очень спокойно, кротко, с любовью, если человек не воспринимает – оставь его в покое. И ему сказать – «оставь меня в покое». А если человек начинает сомневаться, значит, у него нет доверия к Церкви. Если у него нет веры в Церковь, он уже не православный христианин, ибо сказано: «Верую в единую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое Крещение во оставление грехов». Если человеку какая-то листовка важнее Символа веры нашего, тогда что с ним говорить? Он уже не православный.

Ввязываясь в бой, оцени свои силы

– Вопрос – крик души: «по призыву нашего Патриарха Кирилла и других батюшек выхожу в интернет против вражьего засилья; невозможно читать, что пишут, от зла и ненависти, что исходят от оппонентов, кажется, монитор в твою сторону выгибается, тем более, что кричат только свое, а другое мнение категорически отвергают. Как быть, если после такого «общения» сам нахватываешь бесов, теряешь полученную после Причастия благодать?»

– Каждый должен поступать по рассуждению собственного ума, как сказал великий апостол Павел. И потому, прежде чем вступать в битву, надо посчитать свои возможности, а чтобы участвовать в этой борьбе со злом, нужно к кому-нибудь примкнуть и совместными усилиями разрабатывать какие-то особые программы, чтобы борьба была эффективной. Контрмеры должны быть продуманные, надо переигрывать по очкам спокойно.

– Как остаться спокойным, слушая и читая всю эту мерзость?

– Мы живем в мире, где все это происходит постоянно, от этого никуда не денешься; нужно вырабатывать иммунитет.

– У нас люди пока не привычны к такой откровенной и наглой лжи, которая обрушилась в последние месяцы на Церковь, на священнослужителей.

– Надо привыкать. Для тех, кто знает историю, это неудивительно – те же слова, те же приемы, что и сто лет назад, как будто вообще ничего не менялось. Руководит-то этим всем дьявол, а он существо нетворческое.

Лучше семейного воспитания ничего нет

– Евгения из Казани, вопрос у нее о воспитании младенцев: «Я молодая мама, старшему сыночку два года, скоро родится второй ребенок. Нужно ли отдавать детей в детский сад или же лучше воспитывать дома, с мамой, или пресловутая социализация все-таки важна для детей такого возраста?».

– Вопрос актуальный. Сам я вырос в детском саду, причем на пятидневке, то есть меня родители приводили в понедельник в детский сад и в пятницу забирали. Если бы меня спросили, как я сам хочу, то я никогда на это бы не согласился. Помню, я был уже школьником, и в пионерском лагере дал себе обет, что когда у меня будут дети, никогда их не отдам в пионерский лагерь, и я это выполнил. В детском саду какое-то время моя дочка была, но она была в группе, где воспитателем работала ее бабушка, поэтому она была, в некотором смысле, как дома. Но и то при первой же возможности мы ее забрали. Бывают такие обстоятельства, что у молодой семьи нет другого выхода, поэтому в детский сад отдавать, конечно, можно, но только в самой безвыходной ситуации. Самая лучшая социализация происходит в семье. Потому что для ребенка самое важное – быть с мамой.

Ребенку находиться в детском коллективе чрезвычайно вредно, эта ситуация стрессовая и совершенно аномальная, потому что редкая семья имеет двух детей одного возраста. А в семье дети разного возраста во главе с мамой, которая регулирует их взаимоотношения, в течение всего их детства учит, как вести себя за столом, как старшие должны относиться к младшим, как младшие должны относиться к старшим, как нужно относиться к своим игрушкам, как застилать кровать, как убирать за собой посуду и как ее мыть и так далее, мама находится все время в педагогическом процессе. А когда папа приходит с работы, он к этому подключается.

Я педагог по первому образованию, и была б моя воля, я бы детей отдавал в школу с девяти лет, не раньше, когда психика ребенка достаточно окрепла. Потому что когда маленький семилетний, а сейчас и шестилетний ребеночек помещается в коллектив из двадцати пяти человек – это ситуация сумасшедшего дома.

Вот мне уже за шестьдесят лет, я пенсионер, и что я помню из детства? Я помню ужас детского сада, помню несколько совершенно ужасных эпизодов, которые мне там пришлось пережить. Не потому, что я такой злопамятный, а потому, что это серьезные шрамы оказались. Так что, умоляю вас, просто умоляю, как человек, сохранивший память о своем детстве, уберегите ваших деточек от этих испытаний.

– Батюшка, тут в продолжение Вашей истории вопрос. Карина, из Симферополя: «С третьего класса оставалась дома одна, родители, бабушки, дедушки, все работали с утра до вечера, большую часть детства и юношества подверглась влиянию внешней среды, школы, улицы, СМИ, всегда зависела от общественного мнения. В четырнадцать лет уже пробовала пить, курить, увидела много плохого, были помыслы самоубийства, и вот к девятнадцати годам своей жизни чувствую разбитость, опустошенность, беспричинное уныние, хотя совсем недавно убедилась, что в жизни есть много прекрасного. Подскажите, как научиться не винить родителей за все, что было, и в своих теперешних грехах, как их простить?».

– Мне никогда в голову не приходило винить моих родителей. То, что они отдавали нас в детские учреждения, было просто жизненной необходимостью. У меня из детства есть три момента счастья. Самый яркий – когда нас не отдали в пионерский лагерь, а мы поехали с мамой на лето в деревню. Я даже четыре года назад съездил в эту деревню – настолько там был счастлив, что мне захотелось опять это пережить.

Все грехи – смертные

– Борис (Ивантеевка) спрашивает: «Что считается смертным грехом, и как не стыдиться исповедоваться в одних и тех же грехах? Стараюсь не грешить этими грехами, а все невольно получается».

– Должен вас огорчить, Борис: все грехи – смертные. Если взять булыжник размером с ведро, повесить на шею и броситься в пруд – утонешь, а если взять мешок с очень мелким песком и повесить на шею – тоже утонешь. Классификация грехов очень условная. По этой классификации, грехи именуются смертными по основным человеческим страстям: гордость, уныние, зависть, блуд, сребролюбие, чревоугодие, печаль. Потом, как не стыдиться? Как только вы перестанете стыдиться, значит, душа умерла. Стыд как раз от грехов во многом и сохраняет. Постарайтесь сохранять его, потому что если вы потеряли стыд, то потеряли одно из фундаментальных свойств человека: им он отличается от животного.

 Православная газета

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий