Гуруистические группы в Церкви

А невоцерковленные люди потом будут вопрошать, со стороны глядя на христиан во главе с таким младостарцем: чем, мол, они отличаются от секты. И будут правы.

С точки зрения Православия – безумно поступают не только младостарцы, но и те люди, которые, видя откровенную нелепость, ложь, а зачастую и насилие, позволили убедить себя в «высокодуховности» своих руководителей. Без-умие – болезнь нашего века, болезнь, в основе которой лежит безбожие, суеверие и дремучее невежество «просвещенного» современного человека. Как же тут не вспомнить слова Апостола Павла: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4; 3).

Почему-то считается, – конечно, негласно, – что, приходя в Православную Церковь, человек должен совершенно перестать думать. Часто даже интеллигентные люди, когда заходит речь о духовных предметах, становятся по уму словно малые дети. Между тем, святой апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14; 20). И святые отцы называют мудрость, или духовное рассуждение, высшей добродетелью. В чем же она состоит и на чем основана? На следовании не нашим мнимым наитиям или даже подлинному духовному опыту (поскольку он неполный), а Божественному Откровению, заключенному в Священном Писании и Предании, то есть в Библии и святоотеческих творениях, без которых и Библию правильно понять невозможно». То есть нужно читать и читать Книги Священного Писания, и тогда и станут понятны слова Апостола, который предупреждает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». И в другом месте: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4; 1); «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13; 5). Святитель Игнатий Брянчанинов также остерегает христиан от человекопочитания (гуруизма):  «Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела». Об этом предупреждают и преподобный Пимен Великий, и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, и многие другие святые.

Конечно, по слову Господа, в мире надлежит быть искушениям, соблазнам, но главное оружие против искушений, как говорит святитель Иоанн Златоуст – рассудочность! Заблуждаться в этом от­ношении опасно: старая и новая церковная история показывает нам, как целые группы ушли в раскол или ересь, уверенные в том, что их лидер непогрешимый «старец».

Чтобы принять разумное решение, нужно научиться критически мыслить. От этого умения, если хотите, зависит выживание человека в современном мире. Люди ничтоже сумняшеся, на удивление легко поддаются даже на самые нелепые уловки, позволяя негодным людям уводить себя в псевдодуховное и физическое рабство. Ну, представьте себе, как развернулись бы события, если бы адепты Джима Джонса (организатора печально известной тоталитарной секты, члены которой – а это несколько сотен человек! – совершили массовое самоубийство в конце 70-х годов) спросили его: «Почему?»... Но они не спросили. И стали жертвами абсолютного повиновения своему гуру. Они не были способны критически мыслить. И теперь они мертвы.

Как распознать младостарцев, как не угодить в зараженную гуруизмом общину? Существуют определенные признаки, по которым можно судить о той или иной группе. Нужно быть внимательным, трезво оценивать обстановку и нельзя стесняться или бояться задавать вопросы, потому что беспрекословное подчинение младостарцу, если вдруг священник таковым окажется, может со временем стать причиной повреждения вашего духовного состояния.

1. Итак, узнайте, какова история группы или ее «юрисдикция»? Меня, как священника, очень удивляет отсутствие интереса к этому вопросу у многих впервые приходящих в церковь. Если у прихода есть свой сайт, внимательно изучите его, и если возникнут вопросы – спрашивайте!

2. Не говорят ли здесь: «Только в нашем храме делается все, как положено. Все остальные приходы отступили от правил!». Это верный признак гуруизма, или культизма (от слова культ).

3. Не считается ли руководитель «гонимым» и «непонятым» другими священниками, правящим архиереем? Не рассматриваются ли посторонние как «враги», «засланные»? Ограничивается ли общение последователей личности с теми, кто вне группы? Не наговаривают ли на тех, кто покинул группу?

4. Просили ли вас когда-либо о чем-то заведомо незаконном, аморальном или унизительном, ссылаясь на послушание, как истинную добродетель?

5. Не говорят ли: «Настоящих епископов больше не осталось»? Не заметны ли попытки подорвать репутацию признанных авторитетов Церкви или, по крайней мере, посеять сомнения в их компетенции?

6. Даже если на первый взгляд группа живет небогато, полезно узнать, не склоняют ли новообращенных к пожертвованиям в том или ином виде (деньгами, имуществом, доверенностью на кредит).

7. Не в ходу ли запугивания и обвинения, например, «если вы уйдете – вы погибнете, вы обязательно вернетесь к своему прежнему греху»?

8. Должны ли вы получать разрешение («благословение») от священника, прежде чем поменять работу, купить машину и т.д.? В нормальных условиях это не подлежит ответственности приходского священника.

9. Оправдывает ли руководитель ложь или искажение фактов тем, что группа якобы служит «высшим целям».

10. Заметны ли проявления мании величия со стороны руководства? Не видят ли они себя и группу некими наставниками, избавителями или спасителями всей Церкви? Нужно помнить, что не мы спасаем Церковь, а Церковь нас.

11.  Во время исповеди обратите внимание, не слишком ли глубоко копается священник в вашей интимной жизни? Это должно насторожить. Больше того, настоящий духовник должен остановить человека, если тот кается в чем-то слишком подробно. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Исповедуя грехи Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили – чтобы тебе не сделаться наветником самому себе» (Слово 28).

Если хоть один из ответов на эти вопросы обнаруживает некие отклонения от нормы, такую группу лучше немедленно покинуть: послушание имеет смысл и цену лишь тогда, когда оно добровольное, а не вынужденное посредством страха, чувства вины или эмоционального шантажа. Серьезность подобной ситуации трудно переоценить.

Хочу завершить свое выступление словами священномученика Киприана Карфагенского: «Надобно остерегаться, возлюбленнейшие братья, обмана не только явного и очевидного, но и такого, который прикрыт тонким лукавством и хитростью. Он (враг рода человеческого) изобрел ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство».

«Должно бояться, – вразумляет святитель, – не того только гонения, которое открытым нападением усиливается поразить и низвергнуть рабов Божиих: там легче уберечься, где очевидна опасность и дух заранее настраивается к битве, когда неприятель объявляет о себе; гораздо более должно бояться и остерегаться врага в том случае, когда он тайно подкрадывается, когда, обольщая образом мира, неприметно скрытыми проходами подползает, отчего и получил название «ползуна», или змия… Пытался он также искусить и самого Господа и для того подошел тайно, чтобы нечаянно напасть и обольстить; однако был узнан и отражен, а отражен потому, что был познан и открыт. В этом дан нам пример – избегать пути ветхого человека и неуклонно идти по стопам Христа-Живодавца, чтобы нам снова по неосторожности не впасть в сеть смерти, но чтобы предусмотрением опасности достигнуть получения бессмертия».

 Радонеж

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Гуруистические группы в Церкви”

  1. Эдуард:

    Думаю в наше время их очень мало,можно сказать их вообще нет.И если они есть,то их найти не так просто.Я по болезни окормлялся у одного монашествующего,так там такой царь -батюшка,что и слово поперек не скажи.Он только говорит ,а ты слушай и исполняй,ну и у такого в монастыре 2 человека покончили жизнь самоубийством,лжет,говорит одно делает совсем другое,мне лично наобещал,что все будет хорошо,но только нужно проявить терпение,вот 6 лет его проявлял,а когда надоело проявлять,то спросил по существу,вот тут то и открылось,оказывается ,что в миру мне жить то и нельзя,начал уговаривать,потом запугивать,потом шантажировать.Понимаете вот такие молитвенники есть.Я все думаю ,а кто мне мои годы вернет?и решил этого человека обличить,написал письмо,а он его даже не читал,решил звонить ,еле дозвонился,а тот такое смирение выказал,что ах!Монах не может выслушать свои же слова,а потом и сам на тебя кидается,вот такое смирение,конечно это все лжедуховники,я не знаю почему такие стоят у руля,это бессовестные люди и безответственные.Сколько читал статей о них и просто поражаюсь над доверчивыми людьми,очень жаль когда молодые люди приходят брать благословение на брак,а их заставляют идти в монастырь,да и много других случаев.Не ходите вообще к ним,это не есть Боги,понимаете!Они уже так возгордились,что для них человек простой ,просто ничего не значащая личность,поверьте,это от властолюбия,дали им руководящую должность,вот они и разгулялись не по делу.Если молодые любят друг друга и родители с обеих сторон не против,то это и есть благословение свыше,в моем опыте болезнь вынудила обратиться к таким вот лжедуховникам,и ведь с больными так поступают,обещают и не выполняют,гнобят,запугивают, натурально жизни ломают.Их первый признак ,лжедуховничества,это то ,что он все знает о вас,потом знает как с тобой поступить,обещает,но это все для того ,что бы вас заманить к себе,но естественно все это обман.Да и больше доверяйте литературе,чем таким вот (старцам).Старцев вы сейчас не найдете,если они есть их имена не на виду ,поступайте как сердце ваше подсказывает.Но самое главное,что высшее духовенство,не предпринимает никаких действий по выявлению таких вот случаев,а люди пишут,но всем видимо давно уже плевать.Осторожнее нужно быть, в наше время.Не доверяйте свои жизни кому попало!Там кстати тоже во всю идет движение, борьба с инн,паспортом и прочим антихристовым движением.Хотя сами они очень даже живут хорошо.Подаяния каждый день несут,еду,деньги,хотя на них есть штрих код,но им можно,как один написал:А что нам Христианам перекрестим и все в порядке.Всем доброго здравия.

Оставить комментарий