Исчезнет ли Украина как государство?

Сегодня украинская власть находится накануне принятия ключевого решения. Решение это ответит и на вопрос способно ли украинское государство сохраниться (хотя бы в условиях ограниченного суверенитета) или распад уже не просто весьма вероятен, но неизбежен.

Ростислав Ищенко,
Президент Центра системного анализа и прогнозирования

Исчезнет ли Украина как государство? Ответит оно и на вопрос насколько драматичным будет этот вероятный распад. Состоится ли он в результате открытого гражданского противостояния или частям страны удастся развестись мирным путём. Наконец, будет дан ответ на вопросы: кому целиком или частями отойдёт территория современного украинского государства и что будет с политической элитой Украины.

Все эти вопросы решаются в комплексе, а та или иная комбинация решений зависит от того, какие, конкретно, действия предпримет украинская власть или же, возможно, она предпочтёт и дальше бездействовать, ожидая у моря погоды.

Сегодня уже даже эксперты, зарекомендовавшие себя самыми отъявленными суверен-русофобами (или евроатлантистами, как они сами себя любят называть), признают, что решения, от которых зависит судьба не только лично Виктора Януковича и его близких, не только судьба режима и не только судьба всей, в том числе оппозиционной, политической элиты, но и судьба страны, могут быть приняты (или не приняты) только до конца мая. В крайнем случае, до конца июня текущего года. После этого срока, даже непринятие никаких решений, становится решением, которое уже нельзя отменить или переиграть и которое будет определять судьбу украинского государства, его политиков и его населения в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Более того, по умолчанию все признают, что спасительным может быть только решение о вступлении в Таможенный союз (ТС). Просто часть экспертов считает, что лучше рискнуть гражданской войной, чем согласиться на вступление в ТС. Другие же резонно отмечают, что хуже гражданского конфликта и тотального разрушения инфраструктуры жизнеобеспечения населения не может быть ничего.

В принципе, впервые в истории независимой Украины большинство экспертов пришли к консенсусу по вопросу интеграции Украины в ЕС, придя к выводу, то не только полноценное членство, но даже куцее и окончательно уничтожающее экономику страны «Соглашение об ассоциации» Украине не светит. ЕС просто незачем подписывать любые документы, поскольку он требует от Украины значительно больших уступок, чем те, которые заложены в соглашение, ещё до подписания соглашения.

Казалось бы, в таких условиях, у украинской власти остался единственный вариант – немедленно начать процесс присоединения к ТС. На возможность принятия такого решения намекнул В. Янукович, заявивший, что в апреле будет встречаться с тремя президентами стран Таможенного союза для обсуждения проблемы сотрудничества с ним (ТС) Украины.

Это, однако, не окончательное решение и даже не обещание того, что окончательное решение будет принято в апреле. Это – лишь намёк на попытку поговорить–поторговаться, может быть более конструктивно, чем было раньше, но без чёткого отказа от формул вроде «3+1», которая по существу являлась формулой невступления Украины в Таможенный союз. Точно также, на самом высоком уровне украинская власть продолжает заявлять о курсе на вступление в ЕС, как о «цивилизационном выборе» и о конституционном запрете на присоединение к Таможенному союзу.

Всё это даёт нам возможность утверждать, что украинская власть, возможно качнулась в сторону Таможенного союза под давлением всё возрастающих «пожеланий» ЕС, сводящихся, в конечном итоге, к одному – требованию передать власть оппозиции, но окончательное решение не приняла. При этом, неизвестно, не покажутся ли В. Януковичу требования Таможенного союза, столь же «завышенными», как и требования ЕС.

В случае, если В. Янукович до конца мая-июня 2013 года всё же примет решение о вступлении в Таможенный союз, его ждёт острый внутриполитический кризис, связанный с ратификацией данного документа. Однако, этот кризис вполне преодолим. У действующей власти до конца 2013 года сохраняется достаточный силовой и политический ресурс, а также достаточная дипломатическая и электоральная поддержка, для того, чтобы раздавить своих оппонентов, вполне способных спровоцировать силовое противостояние не только в парламенте, но и на улице. Фактически, таким образом, в момент ратификации соглашения о вступлении в ТС и преодоления связанного с этим внутриполитического кризиса, В. Янукович расчищает себе пространство для победы на выборах в 2015 году. Возможность выдвижения и раскрутки альтернативного лидера на пророссийском поле будет практически сведена к нулю, а националистическое поле будет парализовано проигрышем в «кризисе ратификации».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий