Коммунизм и религия, — Мнения священнослужителей

"Коммунистические просветители"

"Коммунистические просветители"

Коммунистическая партия Таджикистана изъяла из своего устава положение о том, что член КПТ должен быть атеистом.


Член КПТ, попросивший не называть его имя, заявил агентству «Интерфакс»: «Эта статья оставалась в уставе по недосмотру. Моральный кодекс строителей коммунизма базировался на священных книгах, в том числе Коране, и нес в себе идеи равенства, и братства, что несет в себе любая мировая религия. Кодекс строителей коммунизма можно назвать сокращенной версией кодекса исламской этики".

В России коммунисты давно проделали схожий поворот в отношении к религии и Церкви, так что присутствие представителей руководства КПРФ на богослужениях даже перестало удивлять, как и заявления, что между коммунизмом и христианством нет никакой принципиальной разницы.

Между тем, все еще помнят, что все советское время коммунистическая идеология включала в себя воинствующее безбожие как очень существенную свою часть, что с религией и Церковью велась борьба на уничтожение, обернувшаяся беспрецедентными религиозными гонениями, уничтожением и осквернением бесчисленных святынь и многотысячными жертвами.

«Как, на ваш взгляд, соотносится коммунизм с ценностями традиционных религий? Если они совместимы – чем объяснить беспощадную борьбу с религией в советское время; если нет – чем объяснить заигрывание с религией сегодняшних коммунистов?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Сюжеты: Мнения священнослужителей

Иеромонах Макарий (Маркиш)
священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской
православной духовной семинарии

Вопрос о трагедии России, когда многие погибли под игом коммунистической власти, широко освещен и патриархом Алексием II, и патриархом Кириллом. Надо ставить точку на данной теме.

Как православный священник я не могу занимать чью-то сторону в политике. Почему та или иная партия меняет направления? Вопрос в практике этой партии и доверии избирателей к ней. Я на днях участвовал в областной конференции, там прозвучали данные о доверии населения к политическим партиям: это всего 2%! Вот и новости о партии Таджикистана как раз говорят, что уровень доверия снижается.

А что касается соотнесения «кодекса» с мировыми религиями, так человеку вообще присущи добрые качества, и они существовали и в христианском, и в дохристианском мире и во всех точках планеты Земля. И вдруг это назвали каким-то «кодексом». Это дешевое надувательство, не более того.

Альбир-хазрат Крганов
Член Общественной палаты РФ,
муфтий Москвы и Центрального региона России

Альбир-хазрат Крганов Я думаю, представителям компартий просто нужно максимально честно осудить гонения на религии, которыми занимались их предшественники. Если хватит на это духовных и моральных сил, они при желании могут обсудить и поменять сегодня мнение, которое было у лидеров партии во время воинствующего атеизма, на иное. Думаю, и верующие с пониманием к ним отнесутся.

Не только компартия повернулась к религии. Разные партии видят, как возросла религиозная активность в разных уголках мира, в том числе и на пространстве СНГ, поэтому они стараются привлечь на свою сторону верующих. Так что это связано с прагматизмом.

Исмаил-хаджи Бердиев
председатель ДУМ Карачаево-Черкесии,
председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Мне кажется, если бы сейчас новые коммунисты держались своих старых принципов, какие бы они ни были, уважения к ним было больше. Но когда они начинают перестраиваться, понимаешь, что это партия без твердой позиции. То есть если завтра будет другое положение, они начнут по-другому петь. Но как бы они ни меняли свои уставы, коммунисты есть коммунисты.

Им надо заигрывать с религией, они и заигрывают, зарабатывают себе дивиденды. Как Жириновский пытается националистов на свою сторону привлечь, так коммунисты от атеизма избавляются.

Фатых-хазрат Гарифуллин
муфтий Тюменской области,
председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

Одним из самых известных лозунгов времен коммунизма была цитата Ленина: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Когда я начал изучать ислам, обнаружил эти слова в Коране: «С колыбели до смерти учитесь». Только эти слова прозвучали давным-давно, 1400 лет назад. Действительно, коммунисты многое брали из Корана, в котором, кстати, самые первые слова также посвящены образованию.

Сегодня у коммунистов нет другого выхода: куда они пойдут, если не будут заигрывать с религией? Учение Ленина уже себя исчерпало, оно не дает ответы на современные вопросы. Я как-то встречался с Геннадием Зюгановым в Колонном зале Дома Союзов, и он говорил открыто: «Мы больше в своей деятельности не будем допускать тех ошибок, которые были в истории нашей партии по отношению к религии». Он признал, что коммунисты допустили жесточайшую и непростительную ошибку, а религия – это механизм, который воспитывает и дисциплинирует человека. Поэтому они и видят в религии будущее, и всеми способами привязывают к себе верующих.

Алексей Гришин
член Общественной палаты РФ,
президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество»

Алексей Гришин Та коммунистическая идея, которая провозглашалась и осуществлялась в СССР, особенно в ранний период, когда особенно жестко преследовали религиозные организации, сама была своего рода религией. Во-первых, она полностью заместила духовные, морально-нравственные посылы существовавших ранее религий. Во-вторых, пыталась насаждать свои ценности, хотя многие из них перекликались с религиозными. Фактически в нашей стране не было атеизма. Термин «атеизм» был придуман для того, чтобы отрицать другие религии и оставить одну – идею построения коммунизма как некую божественную субстанцию, которую никто никогда не чувствовал, не видел и можно только предполагать, что это может быть в будущем.

Был Кодекс строителей коммунизма, идеология, культ личности, и сам коммунизм был высшим общественным устройством – чем не религия? Будучи похожим на религиозные воззрения, коммунизм именно поэтому и начал бороться с религиозными организациями. Ему не нужны были конкуренты.

Поэтому тут все логично. Это как в нынешних странах, где существует одна религия, причем очень сильная и воинственная, и она не допускает на своей территории существования других. То же самое было в советское время.

А сегодня перед партией стоит проблема выживания. Когда общество было тоталитарным, считалось высокоморальным отрицание религии и отсутствие веротерпимости к другим конфессиям. Сейчас изменилась мода: сегодня не выжить, если выступать на основе экстремизма. А когда люди говорят, что их идеи единственно правильные – это определенного рода экстремизм. Но нынче в цивилизованном обществе быть экстремистом не модно. И поэтому чтобы политически выжить и не оказаться на свалке истории, тзначально радикальным партиям приходится трансформировать свою политическую линию и признать право на существование других идей и религий. В связи с ростом в нашей стране интереса к религии они просто борются за своих избирателей, — так сказать, за свою «паству».

Источник: REGIONS.RU

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий