Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве

Предлагаем вашему вниманию статью проректора Киевской духовной академии доцента В.В. Буреги, посвященную одной из наиболее дискуссионных тем в современном западном христианстве. Речь идет о проблеме гомосексуализма, которая вызывает сегодня бурные дебаты в Западной Европе и Америке. Статья подготовлена на основании доклада, прочитанного 4 июля 2012 года на Международной конференции в Кракове.

На рубеже ХХ—ХХІ вв. проблема гомосексуализма стала серьезным вызовом для христианского богословия. Сегодня это одна из центральных дискуссионных тем для западной христианской антропологии. Споры о гомосексуализме привели к существенным расхождениям в интерпретации Писания и подтолкнули к поискам нового богословского осмысления проблемы пола.

Для Православных Церквей Восточной Европы этот вызов до недавнего времени не казался таким уж актуальным. Однако сегодня ситуация стремительно меняется. Недавние решения, например, Священного Синода Русской Православной Церкви1, как и Священного Синода Украинской Православной Церкви2 — яркое тому подтверждение. Православная Церковь уже столкнулась с необходимостью не только дать ясный богословский ответ на этот вызов, но и воплотить этот ответ в конкретные формы пастырского попечения о людях, относящим себя к гей-сообществу. И здесь, конечно же, нам необходимо учесть тот опыт, который имеется в настоящий момент в западном христианстве.

Основные понятия

Начнем с определения понятий. Термин гомосексуализм появился лишь в конце XIX в. и является искусственным. Он состоит из двух корней: древнегреческого ὁμός (тот же, одинаковый) и латинского sexus (пол). Этот термин обозначает, во-первых, сексуальное влечение индивида к лицам своего пола и, во-вторых, сексуальную связь с лицом своего пола (гомосексуальное поведение). То есть (и это важно подчеркнуть), этот термин охватывает как гомосексуальное влечение, так и реализацию этого влечения, то есть гомосексуальную практику.

В последнее время вместо термина гомосексуализм все чаще употребляют термин гомосексуальность, который имеет такое же смысловое наполнение. Причина этой замены заключается в том, что понятия, образованные при помощи суффикса —изм, в славянских языках имеют, как правило, устойчивую отрицательную коннотацию. Поэтому стремление говорить о гомосексуальном влечении и поведении как о нормальном явлении приводит к отказу от термина гомосексуализм3. И действительно, в русско- и украиноязычной научной литературе он употребляется все реже.

В течение ХХ столетия оценка гомосексуализма в западном обществе прошла существенную эволюцию. На рубеже XIX—ХХ вв. о гомосексуальном поведении было принято говорить почти исключительно как об извращении. Квалификация сексуальных связей с лицами своего пола трактовалась как сознательный выбор человека. В христианских церквах такой выбор однозначно оценивался как грех, как искажение установленного Богом порядка. В гражданском праве в течение многих столетий гомосексуализм квалифицировался либо как преступление (направленное против общественной морали), либо как заболевание. Законодательство большинства стран мира содержало жесткие нормы против гомосексуализма. Лица, сознательно и открыто практиковавшие гомосексуальное поведение, подвергались либо уголовному наказанию, либо принудительному лечению.

Однако в ХХ в. ситуация радикально изменилась. О гомосексуализме перестали говорить как об извращении. В последние десятилетия ХХ в. общепринятым стало ранее не употреблявшееся словосочетание сексуальная ориентация. Под ним понимают более или менее постоянное сексуальное влечение индивида к другим индивидам определённого пола. Соответственно, влечение к лицам своего пола обозначается как гомосексуальная ориентация. Она может выражаться в гомосексуальном поведении, а может и не выражаться.

Сегодня в психологической науке, да и в современном обществе в целом принято говорить о трех формах сексуальной ориентации (гетеросексуальная, гомосексуальная и бисексуальная), ни одна из которых не считается преступлением или патологией. Например, Американская психиатрическая ассоциация еще в 1973 г. пришла к выводу, что гомосексуальность не является психическим заболеванием. В современной Международной классификации болезней гомосексуальность также отсутствует. При этом в ряде стран мира (особенно мусульманских) сохраняется уголовное преследование за гомосексуальные связи.

Таким образом, уже в самой терминологии, которая стала уже общепринятой и в Западной, и в Центральной, и в Восточной Европе, и в Америке содержится определенный вызов для христианской антропологии. Сегодня гомосексуальная ориентация рассматривается как определенная данность, которая не является девиацией, а должна быть признана столь же приемлемой и допустимой, как и ориентация гетеросексуальная. Исходя из этой установки, многие страны Европы, как и ряд штатов США, пошли по пути законодательного закрепления прав однополых союзов.

Библейский контекст

Столь радикальная перемена отношения к гомосексуальности привела к тому, что в западном христианстве (прежде всего, в протестантизме) началась напряженная дискуссия о проблеме гомосексуализма. Разброс высказанных мнений оказался чрезвычайно широким4. При этом особое внимание было уделено тем местам Священного Писания, которые либо говорят о гомосексуализме, либо вообще посвящены проблеме пола.

На самом деле в Библии не так уж много мест, прямо касающихся гомосексуализма. Сегодня принято считать, что во всем Ветхом и Новом Завете к таковым могут быть отнесены лишь шесть текстов. Однако следует сразу же отметить, что во всех этих текстах речь идет исключительно о гомосексуальном поведении. Все попытки найти в Библии представление о гомосексуальной ориентации следует признать безуспешными. Это понятие просто отсутствовало в ту эпоху, когда создавались библейские книги. Тем не менее, некоторые теологи пытаются интерпретировать библейские тексты в свете современных представлений о половой ориентации. Но большинство исследователей считают такой подход заведомым искажением библейского текста.

Перечислим теперь те библейские места, где прямо говорится о гомосексуализме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий