На Алтае решили захоронить мумию скифской принцессы Укока.
Практически единогласно Совет старейшин Республики Алтай принял решение захоронить мумию Алтайской принцессы, сообщили представители движения этнических алтайцев.
Совет старейшин прошел в понедельник вечером 18 августа в Горно-Алтайске, в здании национального драматического театра. В совете старейшин участвовали зайсаны – главы всех алтайских родов, старцы и уважаемые жители республики. На совете присутствовал и глава республики Александр Бердников.
Участники совета практически единогласно проголосовали за захоронение мумии. Против проголосовал только один человек – бывший Эл Башчи алтайского народа Борис Алушкин.
«Поскольку совет старейшин принял решение, мумия почитаемой женщины наконец-то будет захоронена. Теперь следующим шагом станет принятие местного закона, на основании которого мумия будет захоронена. Еще одним важным шагом станет подготовка одежды, утвари, принятие ритуала захоронения», — сказал один из участников Совета старейшин, зайсан рода телес Акай Кине.
Мумия была найдена новосибирскими археологами в 1993 году на плато Укок в захоронении V-III веков до нашей эры. Эта находка была названа одной из самых значимых в археологии во второй половине ХХ века. Почти два десятилетия ученые хранили мумию в новосибирском Академгородке, в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Осенью 2012 года ученые решили вернуть мумию в Республику Алтай после того, как завершили с ней все исследования. Сейчас мумия хранится в национальном музее в Горно-Алтайске.
Все время с начала извлечения мумии ведающие люди Алтая требовали захоронить ее обратно. В этом году – после сильнейшего наводнения в регионе – аналогичные требования вспыхнули с новой силой.
Согласно верованию алтайцев, мумия женщины, которую извлекли ученые, является Хранительницей покоя Ак-Кадын (Белая Госпожа), которая стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.
Источник: Новости Алтая
Справка:
Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала) — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологииконца XX века. Согласно верованиям коренного населения Алтая, «принцесса», которую на Алтае называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.
Полосьмак Н. В. и Деревянко А. П. высказали предположение о том, что Алтай мог быть одним из тех мест, где из общеиндоевропейской мифологемы родилась версия мифа о фантастических птицах — охранниках золота. Своё предположение авторы основывают на интерпретации следующих слов Геродота:
«…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди, за аримаспами — стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними — гипербореи на границе с морем». (Геродот, кн. IV, 13)
Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль».
Начало изучению «замерзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым.
Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак — археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во времяконфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.
В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.
Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.
В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.
Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры. Исследователи считают, что
Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татарыпозднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.
Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам.
Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.
После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке.
Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.
С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.
19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики. Решение о захоронении связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана, причиной стихийных бедствий, что обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия. В свою очередь Эмилия Алексеевна Белекова, И. о.директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации
«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», — сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника. «Все найденные при раскопках вещи — это федеральная собственность и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Все это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», — сказала Белекова.
Академик Вячеслав Молодин так характеризовал ситуацию вокруг принцессы:
![]() |
Не стоит называть ее «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте – а мы вернем «принцессу» на Алтай. Все это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся к этому абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай.Самое интересное, что эта мумия – далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И слава богу, никто не требует их вернуть. Причем это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества |