Введение во храм: дети на литургии

В храмы приходит всё больше детей — это одна из радостных тенденций наших дней. Родители, воцерковляясь, стремятся воспитать в вере и своих чад и привить им благоговейное отношение к богослужению.

 Антонина Мага

Дети в храме

Немногие прихожане храмов сейчас могут поделиться своими воспоминаниями о том, как они в детстве переживали богослужение и участие в таинствах. Конечно, очень ценен опыт тех людей, которые выросли в воцерковленных семьях.

Им проще приобщить к церковной жизни и собственных детей, ведь опыт веры воспринимается как неотъемлемая часть всей жизни. Тогда, как правило, не возникает вопросов, к какому моменту богослужения приводить ребенка в храм, как молиться с ним дома или как вместе читать Священное Писание. Но для большинства семей очень сложно приобщить своих детей к богослужению и помочь им его полюбить.

Дети на Литургии

Маленький подвиг

Приводя ребенка в храм, родители должны разрешить целый ряд чисто практических сложностей. Нужно поднять ранним утром в выходной семью, собрать всех, добраться до церкви и выстоять службу, причем, не редко приходится стоять в притворе из-за того, что храм переполнен, и нужно иметь возможность быстро выйти, если малышу станет невмоготу. Что может заставить родителей каждое воскресенье проделывать трудный путь к храму, а не просто привести детей к концу службы к причастию? Слово пастыря, собственная сознательность или желание приобщить чадо к тому, что дорого и свято для родителей?

А как часто возникают конфликты между прихожанами, имеющими детей, и теми, кто пришел в храм без детей. Порой достается молодым семьям и от священников. Но вытерпят ли взвинченные родители, за сиюминутными заботами не разглядевшие главного, упреки от пастыря, даже если они справедливые? Не уйдут ли из Церкви?

Даже малое внимание и участие священника может вдохновить и ободрить. Как вспоминает протоиерей Александр Дасаев, когда девять лет назад его назначили настоятелем в московский храм Воскресения Христова в Сокольниках, он искренне удивился, почему в Вербное воскресенье причащать принесли и привели всего несколько детей. Но стоило только начать работу с родителями, поинтересоваться семейной жизнью прихожан, предложить прийти на службу с ребенком, говорить об этом в проповедях — ситуация постепенно изменилась. «Через девять лет в храме было уже два детских хора, а на Литургии причащались десятки, если не сотни, мальчиков и девочек», — говорит отец Александр.

«Я убежден, что при крещении младенцев священники должны объяснять родителям и восприемникам, что в крещении ребенок получает не только благодать, но на него, родителей и восприемников возлагается обязанность и сугубая ответственность быть христианами не по имени, но по сути. В противном случае они подлежат более суровому наказанию, чем те, кто не принял крещения. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2 Пет. 2, 21)», — говорит архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. «К сожалению, печальную картину можно наблюдать в наших храмах. Родители с детьми приходят за 15–20 минут до начала причащения мирян, то есть во время Евхаристического канона, и сразу после приобщения покидают церковь (наполняющуюся с их появлением детским плачем). Вероятно, такие младенцы редко бывают в храме и, попадая в незнакомую обстановку, испытывают дискомфорт. В то же время дети, родители которых стремятся жить по-христиански, избегают душевредных разговоров, общений и занятий, регулярно молятся вместе с чадами, стараются сделать семью малой Церковью, — такие дети ведут себя во время богослужения иным образом: они послушны, спокойны и молчаливы», — продолжает владыка.

Такое мнение пастырей можно встретить часто, ведь в качестве образца мы всегда ставим перед собой идеальную ситуацию, увидеть воочию которую можно разве что в житиях святых. Приближаться же к тому, чтобы малыш благоговейно и сосредоточенно молился за Литургией вместе со взрослыми, необходимо постепенно, шаг за шагом, причем воспитывать здесь нужно не только самих детей, но и их родителей.

Воспитание без принуждения

 «Может ли ребенок присутствовать на Литургии с самого начала и до конца, зависит от того, насколько он сам способен на этот подвиг. Это маленький, но подвиг — стоять два-три часа в храме, — делится опытом протоиерей Димитрий Смирнов. — Действительно, иногда встречаются такие дети, и они очень выделяются среди своих сверстников, стоят на богослужении как свечки и, судя по виду, не скучают, а наоборот, им интересно всё, что происходит вокруг. Но если через 15 минут маленький ребенок расплакался, значит, родителям нужно было уводить его через десять минут, а не ждать, когда он уже совсем устанет».

«Воспитание в этом и заключается: выявить склонности и направить на путь истинный в рамках возможного. Сначала проговорить с ребенком в подробностях весь сценарий воскресного дня. Рассказать, что воскресенье — это особенный день. Проговорить, как мы утром встанем, как все вместе пойдем в храм, как будем там молиться, что можно делать в храме, а что нельзя, кто пойдет первым к началу Литургии вместе со старшими детьми, а кто подойдет попозже с младшими, как мы пойдем к исповеди, как потом причастимся, — продолжает отец Димитрий, — А после храма — похвалить: “Знаешь, ты всё сделал идеально”. Прийти домой, рассказать бабушке, как он хорошо себя вел: “Он был таким примерным, каким не был никогда, все вокруг удивлялись”.

Постепенно малыш растет, и беседы с ним становятся всё более сложными, глубокими. «Но в любом возрасте для ребенка разговор со взрослым — это серьезная вещь, особенно если это разговор с отцом, это не забудется», — заключает отец Димитрий.

«Стремясь воцерковить детей, нужно не перегнуть палку. Вряд ли ребенок выстоит всенощную или Литургию полностью, сможет прочесть всё правило к причастию. В храме ему не должно быть тягостно и скучно, — считает священник Павел Гумеров, автор нескольких книг о семейной жизни. — Можно прийти не к началу, объяснить ребенку заранее, что будет на службе, спеть с ним тропарь праздника. Мы сами ленимся почитать чаду Евангелие с картинками, рассказать про праздники, а потом жалуемся, что дети не хотят идти в храм. Ребенок — это “человек-привычка”. Он привыкает есть, ложиться и вставать по режиму, ходить в кружки, потом в школу. И поход в церковь тоже должен стать такой благой привычкой. Регулярные занятия очень дисциплинируют. И не нужно смущаться, что у ребенка нет пламенного горения во время молитвы. Дети очень любопытны, они ждут наших объяснений. А мы часто ограничиваемся сухими приказами: “Пошли со мной, потому что так надо”. Так ребенок даже на прогулку не пойдет, не то что в храм. Очень хорошо объяснить малышу, где какая икона в церкви и что на ней написано, во что одеты батюшки, алтарники, выучить с ним “Верую”, “Отче наш”, чтобы он пел с народом. Но учить, конечно, без зубрежки. У меня ребенок знал эти молитвы уже в три года. Просто мама читала их утром, перед сном, перед едой — вот они и запомнились сами собой».

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан обращает особое внимание на сложившуюся практику причащать детей, но при этом самим родителям не причащаться, он особо отметил недопустимость такой «двойной» духовной жизни семьи. «Готовясь причастить ребенка, вероятно, следует поступить аналогично тому, как поступают при крещении младенцев. У них при крещении должны быть взрослые восприемники, которые за детей отвечают священнику и обещают вырастить младенцев добрыми христианами. Так же поступают и в других случаях, когда более сильный берет на себя ношу более слабого, восполняя его немощь. Подобным образом должны поступать и родители, желая причастить младенца достойно, во спасение души и тела. Они должны взять на себя груз подготовки ко причащению, который ребенок еще не способен понести. Родителям необходимо достойно подготовиться и причаститься вместе с чадом, подъяв дополнительные покаянные труды не только ради себя, но и ради него. Ревностное говение, благоговейное причащение и дальнейшее благоговейное поведение родителей могут стать добрым примером для младенца и хорошим воспитательным актом», — говорит владыка Максимилиан.

«Дети дошкольного возраста, может быть, и не способны многого понять разумом, но в то же время их душа открыта для соприкосновения с Божией благодатью. Часто для них важно некое вещественное, чувственное соприкосновение со святыней: зажечь свечу, приложиться к иконе, выпить глоток святой воды, помазаться елеем или совершить другие маленькие священнодействия. Родители могут разрешать их как награду, в случае если ребенок смог сделать небольшое духовное усилие: прочитать краткую молитву, десять минут простоять на службе и т.д.», — советует опытный пастырь протоиерей Георгий Бреев.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий