Как сохранить семью?

Из сказанного можно сделать вывод, что далеко не всякая влюбленность приводит к истинной любви в браке. Очень часто влюбленность оказывается пустоцветом. Но и сама по себе жизнь в браке не рождает любовь: мол, распишемся — и любовь появится. Влюбленность — только семя, но это семя должно иметь необходимый зародыш любви — желание быть мужем или женой.

На людях, имеющих подобную духовную закваску, — желание быть кем-то для другого, а не иметь для себя что-то от другого, — держится жизнь любого общества, в том числе и семьи.

Эту закваску можно назвать жертвенностью, готовностью жертвовать собой или своим ради другого. Истинная любовь немыслима без жертвенности. Иногда самопожертвование — это большой решительный шаг. Например, отказ от своей работы или карьеры ради семьи. Но чаще жертвенность проявляется в, казалось бы, незначительных действиях: например, на просьбу вынести мусор легко оторваться от телевизора и сразу пойти. Из таких ежедневных «мелочей» и складывается семейная жизнь.

Конечно, в каждом человеке есть и хорошее, и плохое, но духовной закваски может быть больше или меньше. Чем больше в человеке желание служить другим, тем лучшим он будет семьянином. Вступать же в брак с человеком, не имеющим хотя бы малой части духовной закваски, почти безнадежно. Такой брак, скорее всего, не удастся сохранить. Есть несколько признаков, по которым можно четко судить об отсутствии жертвенности в человеке.

Первый признак — нежелание сохранить целомудрие своего избранника до брака. Это замечательная лакмусовая бумажка, с помощью которой огромное количество людей могли бы сохранить свою судьбу неразбитой. Если человек согласен с вашим желанием сохранить целомудрие, — значит, есть надежда на крепкий брак. Если не согласен, то надо бежать от такого подальше, ибо он не ценит ни вашу чистоту, ни ваше намерение. С таким человеком вступать в брак нельзя. Сейчас он переступает через вашу чистоту, а в браке он легко переступит через вас самих, через детей, которые должны появиться. Второй признак — желание вступить в пробное сожительство, так называемый гражданский брак, иногда его называют «пробный брак». Это — не брак, это — просто блудное сожитие. Молодые люди рассуждают так:  «Поживем годик-другой, присмотримся. Брак — дело серьезное, надо сначала попробовать пожить вместе. Если все будет хорошо — распишемся, если нет — разойдемся». Выглядит даже разумно и логично. Но есть мудрость века сего, а есть премудрость Божия. Гражданский брак — безумие в глазах Божиих. Почти все, кто пробуют жить вместе без брака, никогда так и не расписываются, но разбегаются, лишь покалечив свою душу. Ведь в гражданском браке настоящая любовь не рождается. И это легко увидеть, хотя бы из отношения в таком «браке» к появлению детей. При истинной любви обязательно хотят детей, но в гражданском браке, как правило, детей не заводят. Какие дети, если взрослые с собой разобраться не могут? Если же пара решается иметь детей, значит, их отношения уже серьезные, и они учатся любить друг друга, и вскоре распишутся в ЗАГСе.

В гражданском браке никакого сближения между людьми не происходит, они держат друг друга на расстоянии. Они в постоянной готовности разбежаться. Они не хотят брать на себя ответственность друг за друга, а без этого любовь немыслима. Один молодой человек рассказывал мне про своего друга, жившего в гражданском браке. Этот «гражданский муж», а точнее, сожитель, просил моего знакомого поухаживать за его сожительницей, а тот проверил бы тем самым, сохранит ли она ему верность. Это, видимо, и называется пробным браком.

Но вернемся к признакам, по которым можно судить о будущих серьезных проблемах в браке.

Следующий признак, если человек говорит: «Сначала институт надо кончить, потом квартиру заработать, потом можно и детей». Вновь выглядит логично. Действительно, человек вроде бы осознает ответственность за будущих детей, и проявляет этакое ответственное родительство, как любят выражаться ревнители сексуального просвещения. Только вдумайтесь: нежелание брать на себя ответственность называют ответственным отношением. Воистину это мудрость, но мудрость бесовская. Это подобно тому, как человек на предложение ему идти работать ответил бы: «Вы знаете, работать на производстве — это так ответственно, я пока не готов к этому. Я могу вам всю работу испортить. Поэтому я пока на диванчике полежу, подожду, пока ко мне ответственность не придет». Сколько на диване ни лежи, ответственность не придет. Она придет только, если начнешь воспитывать ее в себе, и прежде всего тем, что выйдешь на работу. Так же и с детьми. За словами о большой ответственности скрывается просто нежелание ее в себе воспитывать.

С таким человеком никак нельзя вступать в брак, ибо для него комфорт важнее детей. Он не любит детей, он их боится, и что самое страшное, он не хочет себя менять. Ибо под любовью надо понимать не умение сюсюкаться с детьми, а способность отвечать за них. Посюсюкаться с чужим ребенком он, может быть, не боится, но своего завести, ночь не доспать, пеленки стирать — это ему страшно. А человек, который не может любить детей, не сможет полюбить и жену (или мужа). Ведь любовь требует изменения себя ради другого. Кто не хочет менять себя ради детей, не будет менять себя и ради жены.

А ведь слабых и беззащитных любить гораздо легче, они нуждаются в нашей заботе. Человек обычно умиляется не только при виде маленьких детей, но даже при виде щенка или котенка, настолько они милы и беззащитны, что хочется обласкать их. Когда взрослый любит ребенка, то ему не приходится смиряться перед ним, подстраиваться под него, поскольку характер у ребенка еще мягкий и его можно лепить по своему усмотрению.

В любви ко взрослому человеку все иначе: надо смиряться перед равным, надо под него подстраиваться, мириться с его уже сложившимся характером. Поэтому человек, неспособный на малое (любовь к детям), не будет способен и на большее (любовь к супругу).

Последний признак отсутствия духовной закваски, о котором мне хотелось бы сейчас упомянуть, — это аборт. Семьи, в которых совершился этот тяжкий грех, разваливаются гораздо чаще. Во-первых, аборт — это признак настроя человека на комфорт, уют, благополучие. Всего этого может лишить ребенок, и поэтому он приносится в жертву желанию жить комфортно. Все слова о том, что этому ребенку родители не смогут обеспечить достойное будущее, — просто красивое оправдание. Достойное будущее обеспечивается любящим родительским сердцем. Оно может заменить все, а его не смогут заменить никакие деньги или связи. Во-вторых, совершенный аборт, — это не просто признак духовного состояния человека, это начало разрушения семьи. Людей должно соединять соучастие в добром деле. Ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей — все это только объединяет супругов. Соучастие в грехе может только разрушать.

Воспитать самому в себе такой настрой очень нелегко, и скорее всего даже невозможно. Измениться можно только через покаяние. В греческом языке для обозначения покаяния используется слово «метанойя», которое буквально можно перевести, как перемена ума, раскаяние. Греческое слово «нойя» — это не просто ум, а весь внутренний мир человека, на русском языке этому понятию больше соответствует слово «сердце». А истинное покаяние, изменение себя невозможно без Бога.

Бог как Творец нашей души может помочь нам изменить свое сердце. Здесь обязательно должна быть синергия (сотрудничество, со работничество) человека и Бога. Сам человек без Бога себя не изменит. И, наоборот, Бог насильно не может человека изменить, ибо наделил его свободой. Отсюда следует вывод, что и другого человека заставить покаяться и изменить себя мы не можем. Если эту духовную закваску в себе взрастить очень тяжело, то в другом человеке — почти невозможно. Говоря о покаянии, мы касались темы духовной жизни. Если части человеческого естества — дух, душу и тело — изобразить в виде схемы, то нужно было бы нарисовать три вложенных друг в друга круга. Внешний круг — тело, оно больше всего подвержено воздействию извне. Средний круг — душа, она находится уже глубже, и на душу труднее оказать влияние. Например, человек может испытывать радость, даже находясь в тюрьме, а может испытывать грусть и в царских дворцах. Внутренний круг — это дух, самая сердцевина человека, глубоко спрятанная в нем. Туда проникнуть невозможно, и заглянуть туда может только Бог.

Далее давайте коснемся темы душевной жизни человека.

Далее

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий