Собираем сказку вместе

Однажды подруга подарила
на день рождения моей четырехлетней
дочурке целую коробку разноцветных пазлов.
Рисунок маленьких картонок
оказался на редкость удачным:
это была сценка из любимого мультика
Алинки «Каникулы в Простоквашино».

Собираем сказку вместе Новая вещь в яркой упаковке привлекла внимание малышки тут же. Несколько дней она с большим удовольствием занималась разноцветными картонками: раскладывала их, переворачивала, играла и просто любовалась. Но спустя время интерес потихоньку стал угасать, а вскоре Алина совсем забросила эту игру. А я задумалась: насколько нужны подобные занятия ребенку? Что такое пазлы — никчемное развлечение или все-таки полезное развивающее занятие?

В чем же их особенность?

Сегодня в любом детском магазине вы найдете огромный выбор всяческих головоломок и игр, связанных с составлением картинок. Например, картинки-вкладыши, которые вкладываются в готовую форму, разрезные картинки, кубики с картинками на всех гранях, пазлы.

Желательно, чтобы первые пазлы вашего малыша состояли из небольшого числа крупных элементов (пяти-шести). Постепенно вы сможете усложнять игру, прибавляя количество деталей и уменьшая их размер. Важно, чтобы все предметы, которые изображены на разноцветных картонках, были знакомы ребенку. Пусть это будет какой-нибудь один крупный образ, например сказочный персонаж из любимого мультфильма вашего крохи.

Однако если чаду всего лишь полтора или два года, то обычные детские пазлы ему не подойдут — они все-таки предназначены для более старшего возраста. Но ни в коем случае не отказывайтесь от этой увлекательной игры!

Итак, вы собираете пазлы вместе с ребенком первый раз. Сначала переверните все детальки картинками вверх — пусть ваш малыш обратит внимание на угловые фрагменты. А затем начните собирать изображение, выложив сначала рамку. Если элементов много, разложите их на небольшие кучки по оттенкам и цветам — так будет проще найти нужный вам фрагмент. Бывает, что детям нравится собирать центральные фигуры картины. Можно собрать по отдельности несколько фрагментов, а потом соединить все в одно целое.

Другой вариант. Соберите фрагмент рисунка сами, потом уберите несколько деталей и скажите своему малышу, например, следующее: «Злой волшебник заколдовал нашу картинку, и некоторые детальки потерялись. Их нужно найти, собрать, и тогда красивая птичка оживет. Давай попробуем вместе». Старайтесь во время этого занятия придумывать интересные истории, рассказывать сказки маленькому участнику игры. Например, задавайте вопросы: «Кого ты видишь на картинке? Зайку? А  здесь? Киску в корзинке? А что она делает?»

Вариантов может быть множество. Все зависит от вашей фантазии. Помните, что восприятие ребенка 2-3 лет развивается постепенно. Только по мере взросления у крохи появляется способность заметить, а потом еще и узнать предмет.

В три года ребенок уже может собрать пазлы из восьми-десяти крупных деталей схожей формы. Следует помнить, что в таком возрасте не маловажное значение имеет само изображение, поэтому позаботьтесь о том, чтобы картинка состояла из ярких разнообразных цветов. Если сначала изображение состоит только из одного предмета, то постепенно, чтобы усложнить задачу, вводите пазлы с большим количеством элементов и изображенных объектов. Но все это делайте предельно аккуратно, не принуждая малыша к новому выбору картинки. Поверьте, ребенок сам попросит что-то другое, как только ему надоест собирать старое изображение. Тогда смело заменяйте.

К пяти годам малыш уже вполне может справиться с пазлами, которые состоят из 100 фрагментов. Естествен-но, при помощи родителей. В этом случае уже можно купить ребенку пазлы фабричного изготовления.

Скорее всего маленький игрок захочет собирать разноцветные картинки самостоятельно, без посторонней помощи. Не мешайте ему в таком нелегком занятии, но и старайтесь вместе с ним разгадать эту непростую головоломку. А вот решение пусть он принимает сам. Если в чем-то ошибется, то ничего страшного. Это будет его опыт,  из которого обязательно извлечется урок.

Дети 5 — 6 лет, как правило, достаточно хорошо знакомы с процессом собирания пазлов, поэтому им смело можно предложить картинки с большим количеством элементов (от 30 до 250) или объемные пазлы-макеты.

Каждый элемент такого пазла пронумерован. Его надо извлечь из листа и аккуратно соединить по порядку с остальными. Не забудьте сверить результат с изображением на упаковочной коробке.

Собранная мозаика с исторической картой Собранная мозаика с исторической картой

Кстати, пазлы (puzzle (англ.) — головоломка) были изобретены в Англии в 1761 году. Джон Спилсбери, лондонский торговец географическими картами, придумал новое учебное пособие. Он стал наклеивать географические карты на деревянную основу

и разрезать получившийся сэндвич на куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации. Несмотря на высокую цену, новинка имела большой успех. Однако в течение десятилетий пазлы применялись только для географических карт.

Позже их стали использовать и для изучения других предметов. Так, сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев.

В начале XX века пазлы с художественными репродукциями стали изготавливать в качестве развлечения для взрослых. Они быстро обрели популярность и буквально за несколько лет явились модным салонным увлечением, в том числе и в дореволюционной России.

В конце 1920-х годов в Америке изобрели пазлы из картона. Это позволило существенно снизить их цену и, как следствие, привело к широкой популярности во всем мире. В Америке же во времена сухого закона пазлы стали чрезвычайно популярны. Доходило до того, что в крупных городах устраивались соревнования по их сборке. Особенно интересны были командные состязания, когда собирались огромные картины, состоящие из нескольких тысяч деталей.

...Сегодня практически в каждом доме и в каждой семье вы найдете красивые коробки с разноцветными картонками. С каждым годом игра в пазлы становится все более популярной. А что здесь удивительного? Ведь, по мнению психологов, эта игра способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия отдельных элементов по цвету, форме, размеру. Она учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук, стимулирует умственную  активность,  способствует улучшению памяти и повышает работоспособность.

Оксана БЕРЕЗНЕВА.

Источник: приложение «В кругу семьи»газеты  «Московская Правда», 22 августа 2012 года, 6-я стр.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий