Бесцельное путешествие по просторам интернета чрезвычайно опасно

Иеромонах Лука Григориатский

Продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой.

Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».


— Какова цель жизни монаха?

— Цель жизни не только монаха но и любого человека – это обожение. Об этом свидетельствует святитель Афанасий Великий: «Бог стал человеком – чтобы человек стал Богом». Об этом же в Священном Писании говорит Сам Господь: «Будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть»1. «Будьте святы, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш»2. Множество мест в Евангелии, Апостольских Деяниях и Посланиях говорят нам, что цель жизни человека – это обожение. Именно для того чтобы эта цель стала достижимой воплотился Спаситель.

Через Таинство Святого Крещения человек становится частью Тела Христова, а через Евхаристию может достигнуть обожения.

Монашество в наибольшей степени благоприятствует достижению цели человеческой жизни. Это связано с тем, что жизнь инока – это жизнь в покаянии. Это таинство покаяния.

С того момента как мы приносим монашеские обеты – наша жизнь становится непрестанной жертвой Богу. Мы призваны посвятить Господу все свои силы, отдать всего себя без остатка. Единственное желание и стремление монаха – быть всегда вместе со Христом.

— Что может помешать в достижении этой цели?

— Главная причина отталкивающая молодых людей от подвижнической жизни – это дух обмирщения. Этот дух не даёт полюбить Господа всеми силами своей души, захотеть быть вместе с Богом во чтобы то ни стало.

Раньше, когда дух «мира сего» не проник ещё так глубоко, христиане растили своих детей в обстановке благочестия. Дети видели как их родители посещают богослужения, молятся, творят земные поклоны, исповедаются… Воспитывающимся в такой духовной атмосфере детям было гораздо проще встать на путь христианской жизни.

Посмотрим на жития святых: большинство подвижников воспитывалось благочестивыми родителями. На меня особенное впечатление произвело житие преподобного Серафима Саровского. В детстве когда святой Серафим болел, его мать Агафия вынесла больного мальчика на двор, приложила к чудотворной иконе Знамения Божией Матери и поднесла под её осенение. У людей была искренняя и чистая вера!

— Может ли монах пользоваться современными технологическими достижениями (мобильными телефонами и интернетом)?
— Единственная и непременная предпосылка для этого – благословение его духовника. Без этого благословения использование интернета, мобильных телефонов и других современных технических средств – опасно.

Из древних Патериков и Отечников ясно видно, что может быть вредным и опасным использование монахом без благословения даже, казалось бы, самых невинных и безобидных предметов.

Корень зла даже не сама вещь или техническое средство, а отсутствие послушания. Можно привести великое множество примеров иноков, которые самочинно использовали те или иные предметы и из-за этого потерпели настоящую духовную катастрофу.

Мобильные телефоны и интернет не случайно особенно опасны для монахов. Именно эти технические достижения часто приводят к рассеянности ума. А подобное состояние совершенно несовместимо с целями иноческой жизни. Ведь согласно учению Святых отцов, монах через молитву и подвижническую жизнь призван стяжать свой ум в сердце.

Про интернет я не могу сказать ничего конкретного, так как у нас в монастыре его нет. Но очевидно, что погружение во «всемирную паутину» приводит к рассеянности ума. Прежде всего опасно многочасовое путешествие по пространствам интернета без какой-то конкретной цели.

Но если есть благословение игумена и осторожность самого монаха, которому поручено послушание что-то найти или сделать в интернете – работа в сети возможна.

Но в нашем монастыре интернета нет. Наш игумен [архимандрит Георгий (Капсанис)] не благословил его использование. Слишком велика опасность, которой подвергается каждый пользователь сети. Много монахов не смогли противостоять этому искушению.

Что касается мирян, то и для них вредно многочасовое праздное бесцельное блуждание по просторам интернета. Прежде чем начать работу в сети, надо поставить себе конкретные задачи, которые необходимо решить и не отклоняться от них в ту или иную сторону.

— Насколько целесообразна для монастырей благотворительная деятельность?

— Из истории Церкви мы знаем примеры монахов, которые занимались филантропией. Например, преподобный Сампсон Странноприимец3. Или святитель Василий Великий. Ведя монашескую жизнь он сочетал подвижничество с огромным социальным служением.

Но эти примеры не отменяют сути православного монашества, которое в отличие от западного является исихастским, а не активистским (общественническим).

Задача монаха – контролировать свои помыслы, стремится очиститься от страстей и стать сосудом Благодати. Если какое бы то ни было социальное служение мешает в осуществление этой главной цели – оно не принесёт монаху пользы (в итоге его постигнет духовная неудача). Нас спасут не внешние (пусть и благие) дела, а наша любовь ко Христу, которая проявляется в стремлении к чистоте и главной цели нашей жизни – достижению обожения.

Социальное служение сочетаемое с забвением главной цели монашеской жизни не приличествуют Православному Востоку. Иноки вставшие на путь активного служения людям спаслись не благодаря своей благотворительности, а благодаря тому, что своё служение ближнему сделали частью своего приношения Господу. Основой их жизни было трезвение, очищение сердца, стремление к достижению к обожения. По словам преподобного Исаака Сирина: «если ты накормил тысячи людей, но не очистил от страстей своей души – ты ничего не добился». Какой смысл расточать себя на множество попечений, оставляя при этом свою душу духовно бедной?

Православное монашество – это монашество исихастское. Обществиннического монашество в нашей Церкви не бывает.

Примечание:
1.  Мф. 3:48.
2.  Лев. 11:44.
3. После смерти родителей святой Сампсон раздал все оставшиеся ему по наследству имения, исполняя на деле совет о совершенстве, данный Спасителем богатому юноше (Мф. 19, 21). Преподобный избрал подвижнический образ жизни, отпустил всех рабов на свободу и, желая стяжать себе духовное сокровище, отправился в пустыню с намерением проводить строгую жизнь аскета. По Промыслу Божию святой Сампсон прибыл в Константинополь. Здесь он поселился в небольшом доме и стал принимать странников, больных, нищих и с усердием служил им. Преподобный с любовью относился к людям, творил дела милосердия, и это стало для него глубокой потребностью.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий