Беседа о молитве, часть 5-я

Продолжение. Начало Здесь

Монах Константин

Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты

    Монах Константин. Беседа о молитве У Бога нет лицеприятия

— А если в экстремальную ситуацию попадет человек неопытный, «духовно слабенький»?

— У Бога нет лицеприятия. Для примера приведу случай, который произошел с человеком мирским и, можно сказать, почти неверующим.

Как-то раз поздней осенью пошел этот человек на охоту. От селения ушел далеко — охотился на высокогорных пастбищах. В это время начался сильный дождь. Охотник, промокнув до нитки, добрел до ближайшего балагана,14 развел костер, напился чая и расположился на ночлег. Для того чтобы высушиться, разделся, всю свою одежду и обувь развесил на веревку над костром, сам лег рядом и уснул.

Проснулся от какого-то странного запаха. Смотрит, а его последняя рубашка догорает. Оказывается, пока он спал, костер разгорелся, веревка, на которой висела одежда, перегорела и оборвалась, вся одежда свалилась в костер и сгорела. А тут еще в довершение всех бед холодный дождь сменился снегом. И остался бедняга босиком, в одной «набедренной повязке» зимой в горах.

Что делать? Посидел-посидел, но ждать нечего: пока есть силы надо бежать. И пустился бегом по снегу. До ближайшего селения около сорока километров. Надежды остаться в живых нет почти никакой. Тогда охотник, хотя и был маловерующим, в отчаянии возопил к Богу: «Господи, помоги! Видишь, я погибаю!»

А в этот день некий монах-пустынник М., построивший себе тайную келью далеко в горах, возвращался домой по свежему снегу, радуясь, что никто его уже не потревожит, т.к. снег закрыл все пути.

Охотник спустился с пастбищ в лесистую зону и, пробежав еще немного, вдруг увидел след недавно прошедшего человека. И хотя ему было странно, что след вел в горы, а не в селение, он двинулся по нему, полагая, что это устроено Богом (до селения все равно еще оставалось около тридцати километров).

М., придя в келью, радовался началу долгожданного одиночества.

И вот снаружи вдруг слышится чей-то голос. М. выглядывает и видит на снегу:… обнаженного человека с ружьем в руках. Господи, помилуй! Что это? Или это привидение? Или на самом деле?

— Да не бойся, не бойся! Помоги мне — я замерзаю!

М., конечно, завел охотника в келью, одел, обул, отогрел, накормил…

Так, милостью Божией, этот человек спасся от явной смерти. Имя его было Сергий. Он сам нам это рассказывал с чувством благодарности Богу за услышанную молитву и избавление его от беды и смерти.

Господь исполняет наши желания в несравненно большей степени, чем мы это можем себе представить

— Некоторые люди все же не верят тому, что Бог нас слышит и как-то нам отвечает. Они не понимают, как может ответить нам Бог.

— Божий ответ мы чувствуем сердцем. Чаще же он приходит к нам самим делом (как в случае с замерзающим охотником). Понаблюдайте каждый за своей жизнью, и вы увидите, что не только молитвенно высказанные прошения исполняются любящим нас Богом, но и многие наши добрые желания, высказанные или невысказанные, сердечные чувства, стремления со временем осуществляются Его Промыслом. Это и есть Божий ответ. Но только этот ответ мы получаем не в такой форме, как в беседе с человеком, а в такой, как Бог изволит явить.

Даже невысказанные желания наши часто исполняются. Я тоже вспоминаю, какие были у меня в свое время мимолетные желания, и те Господь исполнил. Помню, посмотрел: идут туристы с рюкзаками. Думаю: «Вот бы мне такой рюкзак!» И через некоторое время преподносят мне такой рюкзак. В другой раз увидел ботинки, думаю: «Хорошие ботинки». И вот на тебе такие ботинки. И так — на каждом шагу. Как-то раз приехал к нам в гости один послушник, и у меня мысль: «Вот раб Божий, с ним вполне можно было бы совместно подвизаться». А лет через десять он приехал сюда насовсем.

Так что Господь наши желания исполняет в несравненно большей степени, чем мы это можем себе представить, только мы не внимаем этому и потому впадаем в апатию, ропот, уныние, малодушие — вроде бы Господь нас не любит, вроде бы Господь нас не слышит, вроде бы Господь о нас забыл. Это оскорбление Бога, и в этом нужно каяться. Если слышит Бог всякое праздное слово, когда человек говорит хулу или какое-нибудь непотребство (это же все записывается, отвечать надо будет), то тем более разве Он не слышит наших молитв? Все Он слышит, и все воспринимает, только мы не внимаем тому, как Он нам отвечает. Вот наша беда.

О предании себя в руки Божии

— А как правильно расценить неисполненные молитвенные просьбы? Значит ли это, что они неугодны Богу?

— Это не всегда так. Это — судьбы Премудрого Промысла Божия, и не нам судить «отчего», «зачем» и «почему». Но, надо сказать, мы, сами того не осознавая, очень часто бываем похожи на малых детей: наши прошения оказываются настолько легкомысленными, что не исполняются любящим нас Богом ради Его любви к нам.

По этому поводу уместно привести рассказ одной женщины о своем духовном отце. Этот, умудренный житейским опытом пастырь, желая на примере показать, какое у нас порой бывает духовное неразумие, рассказал о себе следующую историю. В детстве ему часто приходилось видеть, как его дедушка вынимает изо рта необыкновенно красивые зубы (такие ровненькие, беленькие), на ночь кладет их в стакан с водой, а утром снова одевает. Эти «необыкновенные» зубы очень понравились мальчику, и он начал молиться: «Господи, и я хочу такие же! Дай мне такие зубы, как у моего дедушки!» «А когда я вырос, — рассказывал впоследствии батюшка, — узнал, в чем дело, — какие это „зубы“, — то сказал: „Слава Тебе, Господи, что Ты не послушал моих молитв и не дал мне того, чего я у Тебя просил!“» Так что вот такие бывают случаи.

Конечно, бывают еще и такие молитвы, в которых мы просим вроде бы и доброго дела, и душеполезного, но не можем этого получить. Помню, рассказывал о себе один человек. Он много лет просил Господа об одном и том же, но не получал. Сначала думал: почему? «А потом, — говорит, — заметил: когда я кое-что получал, то не мог правильно принять этого дара, не мог его усвоить -именно со смирением его принять и сохранить. Как только эта милость Божия начинала действовать, тут же появлялись самодовольство, надмение, уничижение ближних. И дар отнимался».

На основании этого примера можно сделать вывод, что многие наши прошения не исполняются Богом только потому, что, получив просимое, мы не сможем из-за своей гордости принять и усвоить этого дара, но надмимся и погибнем.

Так что, как видим, везде и во всем проявляется Премудрый Господень Промысл.

— В таком случае — если существует опасность ошибиться в прошениях — может, вовсе не стоит обращаться к Богу с «личными» молитвами?

— Такое мнение — тоже крайность. Мы должны всю свою душу изливать в молитвах, но при этом предавать себя в руки Божии. Как говорит святитель Феофан Затворник, мы должны каждое свое прошение заканчивать приблизительно такой молитвой: «Господи, вот я излил свою душу пред Тобой, а Ты как Всесовершенный, Всемогущий и Любящий Отец, имиже веси судьбами устрой мое спасение. Как знаешь, как хочешь, но только спаси меня от моих грехов, страстей и от моего безумия. Имиже веси судьбами устрой мое спасение!» Этими словами, т.е. преданием себя в руки Господа, как Любвеобильного Отца и Всесовершенного Бога, должна заканчиваться каждая наша молитва.

И действительно, мы должны верить Богу как Богу, надеяться на Бога как на Бога и знать, что Ему все возможно. И эта наша вера должна оставаться непоколебимой даже и тогда, когда нам кажется, что вроде бы нет явных проявлений помощи Божией в какой-либо нашей нужде.

К сожалению, многие люди сегодня говорят и думают примерно так: «Вот мы молимся-молимся, а толка никакого нет! Бог нас не слышит». Особенно часто это бывает с матерями, которые молятся о своих заблудших детях. Они, видя, в каком бедственном состоянии находятся их чада, молятся об их вразумлении, а положительных сдвигов якобы нет. И они начинают изнемогать в вере. Чаще всего ослабляют молитву или бросают ее совсем, а то даже и ропщут на Бога: «Вот я молилась, а Бог не слышит и не исполняет моих желаний!» И бывает, что даже вовсе теряют надежду на Бога. Но это, конечно же, большая ошибка.

По этому поводу мне вспоминается рассказ отца N. из Почаева. У одной матери был единственный сын. Вернувшись из армии, он начал жить распутно: пить, гулять, увлекаться наркотиками. Мать была верующая и старалась, как могла, вразумлять его.

Однако сын, вместо того, чтобы вразумиться и исправиться, озлобился еще больше: начал оскорблять, а потом даже и избивать свою мать. Бедная женщина, конечно же, сильно скорбела. Молилась, ходила в храм, раздавала милостыню, просила, чтобы за ее сына молились.

Много лет прошло, а у сына никакого изменения — еще хуже стал. Женщина вся в слезах идет к батюшке: «Батюшка, что мне делать?» Он ей в ответ: «Молись. Господу все возможно». Проходит время, она опять идет к батюшке: «Батюшка! Никакого изменения нет. В чем дело? Не слышит меня Господь, не принимает моих молитв». Начала смущаться, колебаться. Батюшка ей говорит: «Молись. Господу все возможно».

Через некоторое время женщина сильно заболела, слегла уже на смертный одр. Призвала батюшку: «Батюшка, я уже, может быть, даже и умру, а Господь-то не слышит моих молитв!..» Батюшка ее утешал, как мог, но она все-таки осталась со скорбью, потому что видела, что сын пребывает в бедственном состоянии.

...В тот день, когда Господу было угодно забрать страдалицу-мать из жизни, сын пришел домой, как всегда, «навеселе». Пришел, глянул, а его мать уже умерла. И тут он вдруг как бы «проснулся»: «Что же я сделал! Ведь я сгубил свою мать! Как она страдала, сколько я зла причинил ей! Ведь это я загнал ее во гроб!» Настолько близко он принял это к сердцу, что у него произошел полнейший переворот в сознании: начал плакать, окаявать себя, пошел в церковь и там принес глубокое, искреннее покаяние. С тех пор он обратился к вере и начал жить благочестиво — стал настоящим рабом Божиим.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий