Беседа о молитве

Монах Константин

Как сохранить душевный мир и живую молитву  в условиях современной суеты

                                                          К читателям
Монах Константин. Беседа о молитвеАвтор предлагаемых «Бесед» — монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30 лет назад. Первым его духовным руководителем был глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976, г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся «старцем пустыни». После смерти о.Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев — схиархимандрита Виталия (Сидоренко, †1992, г.Тбилиси).


Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но на протяжении ряда лет, по понятным причинам, носили сугубо личный характер.
Начиная с 1998 года, по старческому и архиерейскому благословению ответы автора частным лицам постепенно начинают приобретать общедоступную форму.

Первые «Беседы» увидели свет в 2000 году в стенах Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, на страницах православного альманаха «Задонский Паломник». В 2004 году милостью Божией и попечением преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого, вышла в свет первая брошюра, посвященная главному христианскому деланию — молитве.

Со временем работа была значительно исправлена и дополнена. Автором были учтены замечания и пожелания боголюбивых читателей.
Однако, предоставляя «Беседы» широкой аудитории, автор, как и прежде, счел необходимым сделать следующее замечание.

Все те советы, которые читатель найдет в этой книге, должны быть употребляемы благоразумно. Практическое их применение возможно лишь в совете с духовником или же в том случае, когда человек по каким-либо причинам не имеет духовного руководства и потому вынужден пользоваться «словом Божиим из книг, а не из живых уст» (как говорит о том святитель Игнатий Брянчанинов).

В связи с этим, при подготовке книги к печати, автор высказал пожелание, чтобы в предисловии к «Беседам» была процитирована следующая его фраза, адресованная в свое время некой инокине:

«Первое, что нужно помнить, читая и слушая эти ответы, — все они даны на тот случай, когда человек не имеет духовного руководителя (а жизнь-то идет, и решать вопросы как-то нужно). У послушницы все очень просто: представила все в полном виде своему духовному отцу, и: „Как благословите поступать?“ Как скажет — так и поступать (разумеется, в духе евангельских заповедей).

Тем же, кому в силу сложившихся жизненных обстоятельств приходится заниматься самоисправлением и самовоспитанием по святоотеческим книгам, — Бог в помощь извлечь для себя какую-либо пользу из здесь написанного, как из „подспорья“ к деятельному изучению писаний Святых Отцов».

Издатели

 Кого мы любим, с тем и беседуем

Пришлось как-то раз беседовать с одним молодым человеком — студентом. Он верующий, ведет относительно благочестивую жизнь. Но когда у нас зашла речь о молитве, он сказал:

— Я молюсь совсем мало. Да и нужды особой нет: зачем молиться, если все знаешь, все понимаешь? И никаких особых обстоятельств нет, которые побуждали бы на молитву. Если уж будет какая-то особая экстремальная ситуация, тогда буду молиться, а так — зачем? Нет охоты.

— Так что же, — говорю, — ты хочешь молиться «по-мужицки»: пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

— Да нет, я, в общем-то, не хочу, чтобы меня постигали какие-то бедствия и скорби. Ну, просто как-то не хочется молиться, да и все.

Что на это сказать? Допустим, родители имеют ребенка. И вот этот ребенок скажет: «Зачем мне говорить с папой и мамой? Если у меня будет какая-то нужда, тогда я буду с ними разговаривать, а так зачем они мне? Я не хочу с ними разговаривать — неинтересно». Разве не оскорбит он таким нелюбовным отношением своих родителей? Оскорбит — и сильно.

Вы никогда не замечали, что когда мы постоим на молитве с холодным чувством к Богу, то и люди проявляют к нам холодность? А после усердной, теплой молитвы к Богу и отношения людей к нам становятся более теплыми.

И сплошь и рядом встречается, что если родители становятся холодными к Богу, то и дети остывают в своей естественной любви к родителям. Но это почему-то не берется во внимание. А Господь сказал: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2).

Кого мы любим, с тем и беседуем, с тем и общаемся. Или даже если сидим молча, все равно радуемся, чувствуя присутствие любимого. Так же и пред Богом: если нам «скучно» с Ним на молитве, следовательно, мы потеряли к Нему любовь. Мы оскорбляем нашего Небесного Отца и, фактически, теряем с Ним тот контакт, который нам же в первую очередь и требуется. Не Богу нужен этот контакт, а нужен нам для нашей вечной жизни. И если мы не установим его, подобно электрической лампочке с электросетью, то, что с нами будет? Если лампочка не включается в электросеть, она становится ненужной, и ее выбрасывают на мусорник 1. Так и мы, если не соединимся с Богом посредством усердной, живой молитвы, то, как негодная лампочка, будем выброшены на мусорник духовный, который называется «ад» и «вечная мука».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий