Интервью настоятеля Афонского монастыря Св.Павла архимандрита Парфения (Мурелатос)

Вы хорошо знали и много общались с одним из уважаемых греческих монахов и духовных светил XX века — старцем Паисием Святогорцем. Что вынесли для себя из общения с ним? Какой главный ответ Вы от него получили?

Очень много вещей я помню о нем. Это был человек – аскет. Очень верил он Богу и Пресвятой Богородице. Это был любимый народом человек. С большой любовью он учил людей. Потому Господь многой благодатью наделил его. Потому что он очень близок был к Богу. Однажды мы увидим, Вселенская патриархия причислит его к лику святых. Потому что в церковном сознании он святой. Чудес много совершил еще при жизни. Но и сейчас продолжает, уже после своей блаженной кончины продолжает совершать чудеса. Это свидетельство! Свидетельство – это глас народа. Много книг из уст старца Паисия сейчас издано. Вот это свидетельство о старце Паисие, которое я хотел бы сказать. А детали там.

Сегодня есть на Афоне такие же старцы?

Всегда есть старцы. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Всегда будут старцы. Когда еще был жив отец Паисий, был еще и отец Порфирий на Святой горе. Отец Иаков (Эвбейский), отец Ефрем (Катунакиоте) Это были святые люди. В каждое время, в каждой эпохе Господь являет старцев.

«КОГДА МОЛИТЕСЬ – ЗАКРОЙТЕСЬ В СЕРДЦЕ СВОЕМ»

Как правильно молиться, чтобы Господь услышал? Научите!

Христос говорит в отношении молитвы: «Спешите молиться! Бодрствуйте и молитесь! Ибо не знаете времени и часа, когда Сын человеческий придет». Вечером, утром или в полночь? («Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий» (Мф. 25:13). «Бдите и молитесь» (ср. Мф. 26:41).

В другом месте Господь говорит: «Когда молитесь – закройтесь в сердце своем». Внутри себя. А все остальное должно остаться снаружи. Потому что демон, искушая людей, не дает им возможности молиться. Старается. Мы можем в течение дня делать все, что угодно: ходить, заниматься делами, читать, играть… И он нас оставляет – делайте, что хотите. И как только мы берем в руки четки: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» — будет звонить телефон, в дверь кто-то придет стучать, в окна кто-то начнет стучать. Кто-то будет в потолок стучать. Разные мысли в голову придут. И он (бес) не дает людям помолиться.

По возможности (человек) должен с самого юного возраста учиться молиться. Потому что молитва – это то, что нас объединяет с Богом. Это то звено, которое объединяет человека с Богом.

Если кто-то хочет увидеть какую силу имеет молитва, для примера пусть возьмет четки на один час помолиться. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» (геронда повторяет три раза, – авт.) И разделит на четыре по 15 минут. И понаблюдает, что первые пятнадцать минут будет приходить ему в голову. Что будет приходить в середине — какие мысли. Какие мысли будут в третью пятнадцатиминутку. И когда он закончит час молиться, посмотрит и понаблюдает за собой: а что он понял, что он вынес? Вот так вот можно понять какую силу имеет молитва. Но и какой труд, и какая борьба нужна для того, чтобы эта молитва состоялась!

«ЧТОБЫ КОГО-ТО ПОСТРИЧЬ В МОНАШЕСТВО, ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ»

Отец Парфений, как стать послушником в вашем монастыре? Берете в монастырь мужчин из Украины?

Если кто-то — парень или девушка — захочет стать монахом, тогда и Господь, и Пресвятая Богородица покажут ему место, где ему подвизаться. Когда есть мысль и желание стать монахом, монахиней, не надо особо задумываться, во всяком случае, не расстраиваться по вопросу куда идти, ибо Господь и Пресвятая Богородица укажут куда идти.

А как у вас можно потрудиться? Расскажите об афонских монашеских традициях.

Да, конечно, все это можно. Просто приезжают (мужчины) и просят, говорят я хочу стать у вас монахом в монастыре.

Если кто-то хочет стать монахом, так не бывает, что кто-то приедет и говорит: «Геронда, я хочу стать монахом, подстригайте меня!» Есть у нас устав Святой горы. Есть внутренние монастырские распоряжения, как управляется конкретный монастырь. Это выше наших желаний: хочу делаю это, не хочу — делаю другое… Есть древний закон.

Итак, правила такие: тот кто хочет стать послушником – от одного года до трех лет будет испытываем в монастыре, то есть послушником. Если он не может выдержать послушания правилами и установлением монастыря, мы не будем его постригать в монашество.

Чтобы кого-то постричь в монашество, он должен быть хорошим человеком. Научиться смирению и послушанию. Чтобы он не был ленивым, был трудолюбивым. Чтобы исполнял свое молитвенное правило. Любил Церковь. Постился в установленное время. И чтобы он внутренне чувствовал это призвание стать монахом.

И я как игумен, как старец в монастыре, чтобы постричь кого-то в монашество, если мне не приходит свыше известие от Бога, что я должен постричь этого человека в монашество – я не буду постригать. Я жду, и десять лет, чтобы он был в монастыре. Я не буду постригать, пока Господь мне Сам не укажет, что я должен постричь.

То есть это не случайность. Мы очень внимательно относимся к этому. Потому что, если я постригу в монашество, а он уйдет в мир и оставит монашество… Это большая ответственность. Мы очень внимательно к этому относимся.

«Я ДАЖЕ НЕ ДУМАЛ О МОНАШЕСТВЕ, А БОГОРОДИЦА ОТВЕТИЛА МНЕ»

То есть Вы не можете сказать, глядя на человека, идти ему в монастырь или создавать семью? У нас есть такие старцы, которые говорят прямо...

Нет, это не совсем правильно. Когда в монастырь приезжают мужчины, или когда я выезжаю в мир, чтобы исповедовать людей — в Афины, в Салоники, если кто-то приходит испросить моего совета и говорит: «Отче, я хотел бы стать монахом». Я говорю ему: «Это хороший помысел стать монахом, но твоя задача сделать это предметом своей молитвы». Говорить: «Владычице Пресвятая, я хочу стать монахом. А что хочет Бог от меня?» И Господь даст ему известие, ответит ему.

Нельзя говорить человеку: «Иди в монастырь, будь монахом». Это неправильно. Потому что они идут в монастырь и потом не могут там находиться, и уходят.

Поэтому мы молимся, чтобы Господь нам сказал, что нам делать.

Геронда, каждый день мы принимаем множество решений — как узнать волю Божию, принимая то или иное решение?

Только молитва. Только через молитву. Молитва. Господь даст известие. Я это говорю, потому что у меня есть опыт, в своей личной, по крайней мере, жизни.

Потому что, я когда хотел стать монахом… Я не так вот просто стал монахом. Я не хотел вообще стать монахом. Я просил Богородицу найти работу и работать. А мне Богородица сказала: «Пусть работают на этих работах других другие. А ты должен стать монахом и делать другое». Я даже не думал о монашестве, а Богородица ответила мне.

«МЫ ДОЛЖНЫ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВОЕГО ПРЕДАНИЯ, СВОЕЙ ТРАДИЦИИ»

Как уйти, освободиться от тех грехов, которые мы часто повторяем?

Да, конечно, мы должны исповедоваться, сколько бы не повторялся грех, мы должны это исповедовать, пока он повторяется. И призывать помощь Божию, и взывать к помощи духовника, чтобы избавиться от этого греха. Если он не уходит, мы должны стучать в двери Господа и Его просить, Благого Господа, чтобы Он избавил нас от греха.

Господь говорит: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Мф. 7:7). И просящий получит. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5).

Поэтому, когда у нас есть какая-то страсть, ну, например, к воровству, брать чужое. Мы умоляем, просим: «Пресвятая Богородица, Господе Иисусе Христе, избавь меня от этой страсти, от этого греха!»

Или тот, у кого есть желание непреодолимое впасть в грех блуда или прелюбодеяния – надо молиться, взывать к Богу. Мы умоляем Христа и Он нас избавит. Наша вера!

Говорят, наступают последние времена… Как в последние времена спастись?

Немножко попозже все-таки последние времена придут. Но они придут в любом случае. Хоть сегодня, хоть завтра, мы должны придерживаться своего предания, своей традиции. И всю нашу жизнь и нашу надежду возлагать на Бога. Не надо бояться. И делать из этого тему. Мы видим, сейчас грех господствует в мире. Но с другой стороны, мы видим сколько святых в этом грешном мире. Царство Божие силою берется!

Что Вы пожелаете народу Украины?

Я хочу пожелать, чтобы Господь дал покаяние этому народу. Искреннее чувство раскаяния.

Как в Ветхом завете рассказывается, в городе Ниневии было 120 тысяч народу. И Господь принял решение уничтожить Ниневию за грех. Потому что они впали в страшные грехи. И послал пророка Иону, чтобы он пошел и проповедал им, что приблизился день конкретного для них суда. («И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Ион. 1:1-2).

И пророк Иона, он не хотел идти. Как? Куда идти?! Он вошел в корабль, чтобы уплыть подальше от Иерусалима. И когда корабль попал в бурю и Иона мог утонуть… Уже выбросили все, любой багаж. Это говорит о том, что уже только жизнь была ценна. Были уже готовы умереть люди. Он же, как известно из Писания, в трюме дремал. Господь послал на него сон.

Когда он поднялся наверх, спросил: «Что вы выбрасываете уже последние вещи?» Отвечают: «Мы утоним!» И Иона признался: «Я виноват, выбросьте меня в море, чтобы вы были спасены».

Бросили его в море. И кит огромный, как говорит Писание, огромная рыба проглотила его. Через три дня выбросил он (кит) Иону на берег — Ниневийский как раз. Именно возле Ниневии его рыба и сплевала.

Ну что ж, раз такое, то пришлось ему идти в Ниневию. Пришел и проповедовал и сказал: «Знайте, не будет больше Ниневии, если вы не покаетесь!»

И поскольку он им это все рассказал, что Господь ему приказал он передал, пошел напротив Ниневии, чтобы оттуда увидеть, как Господь уничтожит Ниневию. Он сидел над Ниневией и видел ее. Там было жарко очень, припекло страшно голову. И произросло дерево, которое сделало тень над Ионой, чтобы солнце не жгло ему голову. Но, как говорит Писание, пришел червь и уничтожил, высохло это растение.

И Иона обратился к Богу: «Господи, зачем Ты это сделал?» И ответил Господь: «Тебе жалко, что я уничтожил это дерево, а 120 тысяч народа, которые каются? Что, я не пожалел бы их?» («Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4:10-11).

Если мы покаемся и призовем помощь Божию, Господь выведет из любых тупиков. Главное молитва и покаяние.

Геронда, благодарю Вас за встречу и за Ваши духовные советы нашему народу в очень непростое для Украины время. Желаю Вам здоровья и во всех делах скорой помощи Богородицы, которая всегда с Вами и никогда не покидает Вас.

Беседовала Анна Горпинченко, «УНИАН-Религии».

Синхронный перевод с греческого языка обеспечил Владимир Телиженко.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий