Как достигнуть духовного преуспеяния

Священная эпистасия Святой Горы Афон 1992-1993 года (третий монах справа отец Лука Филофеский)

На вопросы читателей AgionOros.ru ответил один из самых авторитетных современных афонских богословов старец Лука (насельник монастыря Филофей).

Священная эпистасия Святой Горы Афон 1992—1993 года (третий монах справа отец Лука Филофеский)">Священная эпистасия Святой Горы Афон 1992—1993 года (третий монах справа отец Лука Филофеский)

— Отец Лука, начать хотел бы с вопроса, который наши читатели задавали наиболее часто. Многие полагают, что в случае если они ведут «праведную» жизнь (участвуют в таинствах, молятся, не совершают смертных грехов) Бог им за это должен воздать. Некоторые даже в обиде на Господа: «Я ходил(а) в храм, молился(ась), постился(ась) – Бог мне не помог. И теперь я теряю веру».

— В Добротолюбии есть слово ученика святителя Иоанна Златоуста преподобного Марка Подвижника «К тем, кто думают оправдаться делами». В этом произведении можно найти полный ответ на подобные вопросы.

Вспомним 17 главу Евангелия от Луки:

«Котóрый же от вáсъ рабá имѣ́я орю́ща или́ пасýща, и́же пришéдшу емý съ селá речéтъ: áбiе минýвъ {пришéдъ} возля́зи?

Но не речéтъ ли емý: уготóвай, чтó вечеря́ю, и препоя́сався служи́ ми́, дóндеже я́мъ и пiю́: и потóмъ я́си и пiéши ты́?

Едá и́мать хвалý {благодари́тъ} рабý томý, я́ко сотвори́ повелѣ́нная? не мню́.

Тáко и вы́, егдá сотворитé вся́ повелѣ́нная вáмъ, глагóлите, я́ко раби́ неключи́ми есмы́: я́ко, éже дóлжни бѣ́хомъ сотвори́ти, сотвори́хомъ»1.

Вот ответ Самого Господа на этот вопрос.

 — Бывает, что испытывая к кому-то страстное влечение, человек просит у Бога исполнить его желание: быть вместе с тем, кого он так сильно «полюбил». И разочаровывается когда Бог не дает просимое.

Вся проблема заключена в самолюбии и высоком мнении, которое человек составил о себе самом. Он сделал себя центром мироздания. Оправдавшись в собственных глазах и убедив себя в своей «правоте», считает, что Бог ему чем-то обязан.

В Православии нет спасения через дела, есть спасение через Христа. Мы спасаемся не благодаря своим делам, а благодаря Христу (совершившему дело нашего спасения).

Человек живущий в покаянии не завышает планку своих запросов, требуя от Бога спасти его за то, что он сделал то или иное...

Не дела спасают человека, его спасает Бог своею Благодатию. Мы не можем купить спасение, оно дается нам как дар.

Чтобы человек ни делал, он не сможет получить спасения сам, без Бога. Попытка вступить с Богом в коммерческие отношения (я для Тебя сделал – а теперь Ты мне дай) нелепа.

 — Как человек сможет достигнуть духовного прогресса?

— Если будет смиряться и освобождаться от высокого мнения о себе. По мере освобождения от самомнения мы становимся восприимчивы к принятию Божественной благодати.

Именно смиренный человек высоко стоит в глазах Бога. А тот, кто делает благие дела и считает, что что-то из себя представляет – находится в поврежденном состоянии.

— Что мы можем принести Богу?

— Своего «ветхого человека»2. Чтобы он Своей Благодатью освободили нас от него.

Совлекшись ветхого человека3 мы сможем освободить данные нам Богом дарования и задействовать их. Те самые дары, которые прежде (когда мы следовали духу этого мира) были связаны.

По мере обретения покаяния и смирения, освобождаясь от своего ветхого человека, мы задействуем свои таланты4. Не будем только забывать, что они не наши собственные, а даны нам Богом. Ведь и весь человек принадлежит Богу. «Чтó же и́маши, егóже нѣ́си прiя́лъ? А́ще же и прiя́лъ еси́, чтó хвáлишися я́ко не прiéмъ?»5.

Если человек, чего то хочет от Бога, должен просить этого для другой (вечной) жизни. А чтобы дать нам вечность Господь пожертвовал ради нас Собой.

 Если человек просит у Бога только земных вещей – он теряет связь с мироспасительным делом Бога и ни много ни мало лишается дара, данного всем нам Господом. Господь наш Иисус Христос пришел на землю и пострадал не для того чтобы тать нам земных благ, которых мы у Него просим. Он пришел и принял крестную смерть чтобы дать нам Самого Себя. И Себя он открывает нам по мере того, как мы освобождаемся от этих земных запросов. Только так мы будем способны принять в своем сердце Самого нашего Господа и Спасителя.

Примечания:

1 «Кто из вас, имея раба пáшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, чтó должны были сделать». Лк. 17:7-10.
2 «Человек, каким он стал по падении, есть ветхий человек» (св. Феофан Затворник). «Ветхий человек совлек с себя человека совершенного и носит одежду царства тьмы, одежду хулы, неверия, небоязненности, тщеславия, гордыни, сребролюбия, похоти, и другие одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища» (св. Макарий Египетский).
По слову блж. Феофилакта Болгарского, ветхий человек не есть человеческое естество само по себе, но страстное расположение человеческой души, ее порочность: «Ветхий наш человек не естество, а лукавое расположение духа». Ветхий человек называется человеком, поскольку греховные навыки настолько срослись с человеческой душой, что стали как бы ее второй природой. Ветхий человек именуется ветхим, поскольку его основное свойство – тление, так как себялюбивая жизнь в страстях, по слову свт. Феофана Затворника, разлагает, истощает и растлевает человеческое естество, ведет к неправильному функционированию и расстройству его сил.
Понятие ветхого человека было развито апостолом Павлом, призывающим христиан совлечься ветхого человека с его страстными греховными делами (Кол. 3:9), «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22).
3 Кол. 3:9.
4 Мф. 25:14-30.
5 «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий