Люди хотят грешить и получать за это похвалы

Продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы беседу с одним из самых известных афонских богословов, учеником и ближайшим сподвижником блаженного Старца Паисия Святогорца (1924—1994) иеромонахом Григорием (духовником Кутлумушской кельи Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Святая Гора Афон).

— Многие христиане ожидают чудес и знамений. И расстраиваются, когда их не происходит.

Тот, кото подвизается правильно, не ждёт от Бога подобных вещей. Это дело Божие, а не наше, когда и как даровать нам какое-то утешение или благословение.

— Любовь к аскезе приходит со временем?

Она присуща каждому человеку, но возрастает по мере его подвига.

— Сейчас часто можно слышать: ничего страшного если женщина использует косметику и носит брюки, монахи бреют бороду или снимают рясу во время поездок. И таких «ничего страшного» всё больше и больше. Где грань между «акривией» и «икономией»1, между строгостью и снисхождением?

— На этот вопрос я отвечу, опираясь на опыт своего наставника – старца Паисия Святогорца. Он пока ещё не прославлен в лике святых нашей Церковью.     Но и у нас, знавших его близко, и у огромного количества тех, кто знал старца немного хуже, есть абсолютная уверенность что Паисий Святогорец – святой, живший среди нас в наши дни. Именно поэтому слова старца так важны для нас.

Конечно мы будем руководствоваться «икономией». Мы живём в такую эпоху, когда она просто неизбежна. Но снисхождение к    грешнику не должно превращаться в подрыв всех основ церковной жизни и тотальную распущенность. Оно тоже имеет определённые границы, которые нельзя переходить. Приведу пример. За какой-то грех духовник может назначить меньшую епитимью чем говорят Священные Каноны. Даже намного меньшую. Но ведь нельзя же говорить кающемуся «молодец, что согрешил»! Именно так видят сегодня некоторые церковную «икономию». Ждут, чтобы священники благословляли на грех.

В наше время многие считают строгостью, когда на исповеди им скажешь: «то, что ты делаешь с точки зрения Евангелия – грех». Даже это!

Мы потеряли представления о границах дозволенного. Человеку, грех которого в соответствии с канонами влечёт отлучение от Причастия на три года, запрещают приступать к Таинству Евхаристии в течении 10 дней, и он считает что священник был к нему излишне строг!

Современные люди хотят грешить и получать за это похвалы и аплодисменты.

— Современные технологии (интернет, телефон и т.д.) сегодня активно используются некоторыми монахами. Геронда, что вы можете сказать по этому поводу?

— Исполняется пророчество святого Космы Этолийского «Придёт время, когда миром будут управлять αλαλα (άлала) и μπαλαλα (бάлала)» 2. К Св. равноапостольный Косма Этолийскийсожалению, мы становимся рабами техники.

Я не призываю полностью отказаться от использования достижений современной цивилизации. Но надо быть острожными. Особенно с интернетом. Мы (духовники) видим сколько благочестивых христиан впадают посредством его использования в очень серьёзные прегрешения.

— Что скажите про телевизор?

Телевизор и монах это вещи абсолютно несовместимые. Миряне и те должны стремиться от него отказаться, а для инока телевизор в келье – это прямой путь к духовной погибели. Как мы тогда сможем молиться и находиться на одной частоте с Господом?

— Что делать монаху если в обитель назначен игумен неблагочестивый и явно нарушающий церковные каноны (не ходит на службы, занимается конной ездой и т.д.)? Как избежать осуждения? Можно ли уйти в другой монастырь?

— Очень непростой вопрос. Он должен решаться в частном порядке монахом и его духовником. Но если говорить в общем, каноны нашей Церкви разрешают иноку в таких случаях сменить монастырь.

Корень всех бед – назначение игумена извне3. Игумен должен быть избран самой братией, а не быть поставленным на свой пост решением сверху. Эта беда порождает и все остальные.

— Геронда, что вы думаете о гомеопатии?

— Гомеопатическое лечение абсолютно недопустимо для православного христианина. Я много раз слышал мнение по этому вопросу старца Паисия, называвшего гомеопатические препараты «диавольскими порошками».

Скажу больше. Лично знаю сотни людей, которых использование гомеопатического лечения увело от Церкви. В йогу, восточные религии и т.д.

— Отец Григорий, в заключение нашей беседы просим вас обратится к нашим читателям в большинстве своём чадам Русской Православной Церкви.

— Я часто встречаюсь с русскими иноками, посещающими Святую Гору Афон. Среди них много по настоящему благочестивых и духовных людей. В беседах со мной они рассказывали о тех проблемах, которые есть в жизни Церкви в России.

Могу сказать одно: тому кто искренне жаждет правды, её откроет Христос. Внешние проблемы второстепенны, главная – внутри нас. У нас должно быть искреннее стремление к настоящей духовной жизни. А у иноков искание подлинного монашества. Ищущий обрящет. Если мы хотим быть с Богом, Он укажет нам верную дорогу и направление.

Монастырь Кутлумуш

1.  Акривия является строгим неукоснительным и бескомпромиссным следованием церковным понятиям. Икономия — это понятие, связанное с принятием некоторых компромиссов, проявления снисхождения к человеческой немощи, и к тем часто запутанным историческим и церковным ситуациям, которые сложились в связи с нашей греховной человеческой природой. Так часто священник по отношению к некоторым грешникам не применяет строгих церковных канонов, по которым их следует отлучить от причастия на многие годы. Но священник может применить церковную икономию к такому грешнику, исходя из конкретной духовной и церковной ситуации, в которой тот пребывает. А иногда, наоборот, следует применить строгость, чтобы побудить человека к покаянию и отрезать путь ко греху.

2. Αλαλα и μπαλαλα – игра слов. Большинство исследователей полагают, что под αλαλα и μπαλαλα святой Косма имел в виду компьютеры.

3. Интересно мнение по этому вопросу архимандрита Парфения (Мурелатоса), игумена монастыря святого Павла на Афоне: «Это тяжело, когда всем командуют епископы, и если какой-нибудь игумен им не нравится и не подчиняется, то они его выгоняют. Это епископократия. Понятно? Епископократия.
Здесь, например, на Афоне, даже патриарх не вмешивается. В афонских монастырях самоуправление, и когда, допустим, игумен уходит, собирается вся братия, берут внутренний устав и уставную хартию и выбирают голосованием нового игумена. И патриарх на это никак не влияет. Конечно, надо, чтобы человек был не плохой, а хороший, подходящий.
Этим и объясняется долголетие Афона, тем, что в устроение здешней жизни не могут вмешиваться никакие епископы. К патриарху, конечно, относятся с большим уважением, он надзирает за происходящим, но он не имеет права управлять внутренними делами Афона, он и не вмешивается.
Вот сейчас мне нужно благоустроить двор в скиту Пресвятой Богородицы. Сколько денег нужно на эти работы! Если бы я был в монастыре, управляемом епископом, мне бы сказали: «Чем ты там занимаешься? Бросай-ка ты это дело. Я против». Но у нас в монастырях самоуправление, и есть такая возможность».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий