О послушании, имуществе монаха, отпусках и благодати

Беседа с афонским старцем Паисием Дионисиатским.
Этот монах – отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников.

Вербное Воскресенье, 04/01/2007, в Святом монастыре  Διονυσίου

 - В наше время некоторые монахи после принятия пострига продолжают владеть личным имуществом…

— Это противоречит канонам и святоотеческим установлениям. Свой путь монах начинает с отказа не только от имущества, но и от своей воли. Он поступает в полное послушание своему старцу.

Какие последствия влечет за собой непослушание старцу?

— Если монах оказывает послушание – вся ответственность лежит на его старце, если нет – за свои поступки отвечает сам.

Как поступить монаху, если он видит, что поведение игумена противоречит канонам Церкви?

— На это вопрос дает ответ святитель Василий Великий. Если братия монастыря видит, что игумен ведет себя неправильно – необходимо усилить молитву, просить у Господа просветить их, как следует поступить. И после этого со смирением высказать игумену то, что их беспокоит.

Самое главное, чтобы человек делал все со смирением. Это основа всей христианской жизни.

Монастырь Дионисиат. Вид от кельи св. Нифона

Предположим, что игумен коротко подстригает бороду? Это ведь неправильно? Как поступать в таких случаях монаху?

— Да, это неправильно. Но монах, взявший на себя обет послушания, должен исполнять его до конца. Единственное исключение – это отступление игумена (или старца) в догматических вопросах, вопросах веры.

Что вы думаете по поводу ежегодного отпуска монахов?

— В принципе, если такая практика сложилась в той или иной обители – это возможно. Но не будем забывать, что отпуск монахов это веяние нашего времени. В монастырях древности такого не было.

Впрочем, монах может покинуть обитель по какой-то уважительной причине, обязательно получив на это благословение у своего игумена.

Если монах хочет совершить паломничество?

Дионисиат (св. Дионисия, или «Неа Петра», что значит «Новая скала»)

Польза такой поездки сомнительна. Монах спасается в своем монастыре. На Святой Горе Афон многие иноки никогда не были даже в соседних обителях.

А регулярное посещение родственников?

Монах уходит от мира. И это должен быть действительный отказ от мирского, а не его видимость. Любые уступки все равно будут уступками.

Что вы еще можете сказать о добродетели послушания?

Самое главное, чтобы человек осознавал, зачем необходимо послушание. Понимал, что сам по себе (без духовного руководителя) он не способен следовать Воле Божией. Осознавал, что он порабощен страстям и греху, и может освободиться из этого рабства именно через послушание своему духовному наставнику.

Человек не может одновременно служить двум господам — «Богу и мамоне»1.И послушание – это единственный путь к освобождению человека (в особенности его сознания) от рабства греху.

Через послушание мы отсекаем свою волю и становимся способными творить волю Божию.

Если человек осознает это – то послушание приносит ему радость. Если нет – терзается помыслами: «зачем мне его слушаться?», «да кто это такой, чтобы его слушаться?» и т.д.

Дионисиат. Греческий монастырь

Значит, главное — это осознать, что такое добродетель?

Знание – это фундамент. До тех пор, пока человек не очистится от греха и его разум не просветит Дух Святой – жизненно необходимо изучать Закон Божий, Священное Писание и творения Святых отцов. Это духовный компас, правильная система координат, необходимая для нашего духовного развития.

В семье, как и в монастыре, тоже должна быть определенная иерархия…

Несомненно. Муж – глава семьи, как Господь – глава Церкви. Но и в том и в другом случае главенство основано на любви: как Христос любит Церковь, супруг должен любить свою семью.

Самое главное для человека – исполнять Волю Божию. А она заключается в том, чтобы люди имели любовь между собой. Если нет любви – значит мы далеки от Бога.

Афон. Монастырь Дионисиат. Костница

Когда нас оставляет благодать Божия?

Благодать мы получаем во время Таинства Крещения. Но к сожалению, мы оказываемся ее недостойными и со временем можем потерять. Во время Таинства мы даем обещание отречься от сатаны и сочетаваться Христу, но по собственной воле нарушаем заповеди, тем самым идя против Бога.

Таким образом, путь к стяжанию благодати – соблюдение заповедей. Зная, что мы можем оступиться, Бог дал нам второе Крещение – Таинство Покаяния. Через это и другие таинства мы становимся общниками Божественной благодати.

 

Расскажите о борьбе со страстями.

— Ко всему необходимо подходить с рассуждением. «Все мне позволительно, но не все полезно; все позволительно, но ничто не должно обладать мною»2, – говорит апостол Павел. Если мы задумаемся над своим состоянием – увидим, что грех нас разрушает. Причем не только нашу душу, но и тело.

«Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие восхищает его»3. С нашей стороны необходим подвиг. Мы должны стремиться подчинить плоть духу. Не идти на поводу у греха, а управлять своими желаниями.

Человек обладает свободной волей. И каждый выбирает между добром и злом, между тем, чтобы поступить разумно, или пойти на поводу у своих страстей.

Примечания:

1 Мф. 6:24.

2 1 Кор. 6:12.

3 Мф. 11:12.

 Источник: «Издательский дом Святая Гора»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий