Ответ на зов Божий

Святая Гора Афон занимает особое место в Православии. Её история, устав, особые строгие правила монашеской жизни, непрерываемая традиция старчества были всегда эталоном, авторитетом для монашествующих всего православного мира.

С одной из древних афонских обителей — монастырём Дохиар — Ионинский монастырь связывает многолетняя духовная дружба, и постоянные взаимные визиты только укрепляют её. В одно из таких посещений Киева афонитами редакции «Отрока» удалось побеседовать с проэстаменосом (помощником игумена) монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом (Гиуврисом) — монахом, уже тридцать лет живущим в подвиге на Святой Горе.


— Многие люди считают, что в монастырь можно уйти, если не сложилась жизнь. Хочется что-то противопоставить такому взгляду. Как почувствовать, нужно ли тебе идти в монастырь или нет, призывает ли тебя Господь? Может быть, сто`ит дойти до какого-то возрастного рубежа и на этом рубеже однозначно отправляться в монастырь, если ты не вступил в брак?

— Прежде всего, если нет призвания от Бога, то никто не сможет стать настоящим монахом. Первый этап на пути к истинному монашеству — это зов Божий, а второй — это согласие человека на этот зов и следование ему. Так как существуют именно эти два условия, то других условий для вступления в монастырь нет. Ни возрастных, ни других.

Конечно, юный возраст имеет свои преимущества. На моей родине есть такая поговорка: или в юности женись, или юным постригись. Всё делай в юности. Почему? Потому что юноша имеет огонь, пламенное желание, он любит божественное — любит божественное так сильно, как юноша любит девушку, это то, что называется словом πόθος — желание, стремление к единству. Это чувство — ответ человека на зов Божий. Другое дело — расслышать, понять, что это именно зов Божий. Одни люди понимают это рано, другие чуть позже, а некоторые — совсем поздно. Чем быстрее человек это поймёт, тем лучше — прежде чем мир схватит его и затянет своими похотями. Для настоящей монашеской жизни очень важно, насколько чистым и свободным от мирских пристрастий в неё вступает человек. Например, некто занимается бизнесом, он богат, у него много денег и имущества — он с трудом отклеится от них, потому как привык к определённому образу жизни. А другой очень склонен к каким-то грехам, и ему тоже весьма трудно от них отстать, чтобы стать монахом. Поэтому у нас и говорят, что чем раньше человек определится и чем более чистым он вступит в монашескую жизнь, тем плодотворнее она будет.

Тема огромная, и её нельзя исчерпать в таком коротком ответе.

— А как не перепутать свои личные желания и свои иллюзии с зовом Божиим?

— Если я имею призвание от Бога, то разве может идти речь о моей собственной воле? Как можно, ощущая призвание, спутать его с собственным желанием?! Это ощущение призыва Божия настолько яркое, что его ни с чем не спутаешь! Если меня непреодолимо тянет быть в монастыре, молиться на службах — просто тянет, и всё, и ничего не могу с этим поделать; если я люблю молитву, если я желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс. 83, 11), то это явный признак того, что есть призвание. А если человеку, наоборот, нравится сидеть в кафе, общаться с друзьями, а в храм он заставляет себя идти через силу, очевидно, что призвания к монашеству нет.

— Геронда, а как Вы ушли в монастырь?

— О, это длинная история! Нужно очень много времени, чтобы всё рассказать, да и как-то неудобно говорить о себе. Я не понимаю, как оказался в монастыре. Мне с самого раннего детства нравилось ходить в храм. Обычно мы ходили на службу с бабушкой. Бывало, и с родителями, но чаще с бабушкой. Она была и глухая, и совершенно неграмотная, но она хотела всегда первой приходить в храм, раньше священника. Дедушка ей говорил: «Куда ты идёшь? Ты всё равно ничего не слышишь!» А она отвечала: «Я ничего не слышу, но всё понимаю». Мы не пропускали ни одного богослужения! Наверное, это было первым стимулом для принятия монашества... Я был маленьким мальчиком и ещё не знал, что есть обители (в нашей деревне не было монастырей), где живут монахи. Я учился в церковной школе и хотел стать просто приходским священником. Когда закончил школу, мне кто-то из родственников сказал: ты знаешь, теперь, чтобы стать священником, ты должен жениться. Я посмотрел на него с ужасом: как это жениться?! И слышать даже не хочу! Это сейчас уже необязательно жениться, могут рукоположить и целибатом.

Я до того, как узнал о геронде Амфилохии (Макрисе) с острова Патмос, и не думал становиться монахом, а когда познакомился с ним... уже и не помню, как очутился в монастыре. Это необъяснимо! Господь так управил, что эта история продолжается до сих пор.

— Как избежать охлаждения в духовной жизни?

— Наше духовное сердце никогда не бывает постоянно горячим, и у него есть разные состояния. Когда-то мы восходим, когда-то спускаемся, колесо вращается. В период охлаждения в духовной жизни мы не должны отчаиваться и бросать свой подвиг, как раз наоборот, подвиг нужно усердно продолжать. Колесо поднимется, и всё придёт в норму, нужно только потерпеть. Иногда такое охлаждение производит Сам Господь, отнимает Свою благодать на какое-то время, чтобы нас к Себе приблизить ещё больше, в таком случае охлаждение можно назвать даром Божиим. Господь как бы говорит: если ты хочешь получить благодать, приблизься ко Мне, поищи её. Если ты усердно ищешь, то получаешь, но всё опять повторяется, и благодать уходит, но всё же не стоит унывать и отчаиваться, нужно продолжать борьбу.

— Бывают случаи, когда человек сдаётся в этой борьбе и уходит из Церкви.

— Это может случиться потому, что сам человек не может вынести такого состояния в духовной жизни, это слишком тяжело, но ведь у него есть духовный наставник, и в такие моменты нужно обращаться к нему. Он возьмёт за руку, утешит и поможет пройти этот нелёгкий путь борьбы.

— Но многие люди не имеют духовника. В наше время довольно сложно найти духовного наставника.

— Что делать? Надо искать. Действительно, сейчас мало духовных отцов. Но мы ведь немало сил тратим на поиски хорошего врача, который бы исцелил наше тело? С таким же усердием нужно искать хорошего духовника, который будет руководить нашей душой.

— Один из обетов монашества — это целомудрие. Но в современном обществе приняты свободные отношение до брака, и это считается нормой. Как человеку понять, что такое целомудрие, если он уже грешен?

— Узнать, что такое целомудрие, можно только в семье, когда тебя с раннего возраста приучают к этому. Неужели вы думаете, что человек вырастет и сам узнает, что такое целомудрие? Тогда должно произойти какое-то чудо! К сожалению, сейчас сами родители толкают детей к нечистоте, не осознавая, какое осуждение понесут за такой поступок. Ведь мать и отец поставлены Богом воспитывать своих детей, а они толкают их к разврату! Моя мама была совершенно неграмотной, но она никогда не переставала следить за нами, чтобы мы росли в чистоте, не соблазняли девушек и не шатались с дурными компаниями по ночам.

— Совсем оградить ребёнка от внешнего мира, от подобных искушений, пошлой рекламы невозможно...

— Если у него есть основа, фундамент, то он знает, что делать. Если же нет, то он тут же падает.

— Может ли христианин стремиться к земному счастью? Может быть, вы расскажете об истинном понимании счастья для христианина?

— Собственно, что такое счастье? Это мир в душе. Если это человек семейный, то счастье — это мирные отношения с женой, с детьми, с родственниками; мирное устроение души — вот что такое счастье. Некоторые люди считают, что счастье — это много денег, роскошные дома, виллы и прочее, чем принято наслаждаться здесь, на земле... Но не следует забывать, что если насладимся в этой жизни, то это всё утратится в жизни будущей, — помните, как в притче о богаче и Лазаре, когда Авраам говорит богачу: «Чадо, ты уже всё получил в жизни своей, поэтому теперь страдаешь, а Лазарь отдыхает». Счастье не в земных наслаждениях и стяжании, а в стремлении и приближении к Богу.

Записала Варвара Зуева

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий