Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви. Часть II

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Алексей спрашивает:

Благословите, отец Рафаил.
Не могли бы Вы ответить: влияет ли на действительность Таинства вера священника, совершающего это Таинство? Если священник придерживается ошибочных взглядов на Евхаристию (отрицает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), совершается ли в таком случае Таинство?
С уважением, Алексей.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! Вы мне задали трудный вопрос. С одной стороны, вера священника является необходимым условием для действительности Таинств, но, с другой стороны, Таинства, совершенные неверующими священниками, которые, например, поспешили отречься от веры и снять сан после революции, не аннулированы и не признаны Церковью недействительными.
Я думаю, что если священник вслух выражает неверие в том, что в святых Тайнах существенно присутствует Христос, то, зная это, не следует причащаться у него, хотя бы потому что, от причастника требуется вера в Таинства, а здесь могут возникнуть сомнения и осуждение священника. Но надо еще отметить следующий нюанс: некоторые отвергают не само пресуществление, как таковое, а термин, считая это заимствованием из католичества, а в слово «преложение» вкладывают такой же смысл, какой есть в пресуществлении. Думаю, что здесь ошибка священника в том, что он выступает против церковной традиции и Предания.
Термин «пресуществление» воцерковлен, принят, усвоен Церковью так же, как, например, термин «единосущие». Сомнение в этом термине может быть основываться на невежестве, а именно, в отождествлении латинского слова «субстанция» с православным «сущность». Православный термин включает в себя духовную структуру объекта, его целевую идею, его энергетический потенциал, его идеальную сторону. Поэтому сущность более глубокое понятие, чем субстанция, и в православии слово «пресуществление» вовсе не носит грубо биологического характера, который хотят приписать ему модернисты. Если же священник, вопреки учению Церкви, не верит в истинность святых Таин, как Тела и Крови Христа, или объясняет слово «истинно» двусмысленно и превратно, то такой священник перестает быть православным до своего покаяния.
Но вопрос – совершается ли литургия ради верующих, вопреки заблуждению священника или нет – для меня остается открытым, с допущением того, что Господь может совершить чудо и через ангела-хранителя алтаря святые Дары освятятся. К сожалению, современные модернисты стремятся засорить православное учение протестантскими заблуждениями для своих целей.

* * *

Андрей спрашивает:

Здравствуйте, батюшка, обязательно ли поститься 3 дня перед Причастием Св. Таин, если мирянин постится в многодневные посты и в среду и пятницу?
Спаси, Господи!

Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! В Православной Церкви существуют две практики: одна не считает необходимым исповедоваться и поститься перед Причащением; исповедуется каждый, когда пожелает этого, а постятся согласно установлениям Церкви – в среду, пятницу и многодневные посты. Это практика греческих церквей.
Вторая требует поста перед причащением от одного до трех дней. Этой практики придерживается Русская Церковь. Я думаю, что вы должны исполнять традицию той поместной Церкви, которой принадлежите.
Помоги вам Господи.

* * *

Ирина спрашивает:

Здравствуйте, отец Рафаил, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к старообрядческой (древлеправославной Церкви), много читала про реформу Никона и «инквизицию» того времени на Руси, про староверов. Так больно, что все это произошло.
Действительно, много ошибок и в тексте Библии и в молитвах (в частности, в Символе Веры и даже в Таинстве Крещения). Что вы думаете обо всем этом?
С уважением, Ирина.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Ирина! Вопрос о старообрядчестве, по моему мнению, очень сложный и болезненный. Бог не осуществляет правду через насилие, а Патриарх Никон проводил свою реформу с помощью репрессирующего государственного аппарата. Именно насилие было одной из причин раскола, ставшего трагедией для Русской Церкви.
Фрагментарное исправление книг и обрядов, само по себе нужное и целесообразное, не должно было принять вид реформы. Что касается старообрядчества, то в нем провинциализм (где часть, отторгаясь от целого, берет на себя функции целого) взял верх над принципом универсализма, кафоличности и соборности. Естественное желание сохранить форму, с которой неразрывно связано содержание, превратилось в консервацию ошибок и несовершенств самой формы.
Главная вина старообрядчества заключалась в том, что их протест и неприятие исправленных книг перешли в хулу на Православную Церковь. Думаю, что нельзя отождествить старообрядчество с древлерусской Церковью, так как в Древней Руси до Иоанна Грозного и старца Вассиана был другой духовный и психологический фон. Мне кажется, что Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович своим диктатом заложили психологические основы реформам Петра, которые обратились против самой Церкви.
Помоги вам Господи.

* * *

Светлана спрашивает:

Здравствуйте, уважаемый о.Рафаил! Хочу Вас поблагодарить за статью «О монашеском авангардизме», за Вашу безкомпромиссную защиту Православия. Слава Богу, что Вы есть!
Спаси Вас, Господи.
С уважением, Светлана

Архимандрит Рафаил отвечает:

Светлана! Благодарю за духовную поддержку. Прошу ваших молитв.

* * *

Р.б. Владимир спрашивает:

Дорогой отец Рафаил!
Мой вопрос касается частоты причащения Св.Таин.
Мой духовный отец, схиигумен Алексий, почивший несколько лет тому назад, не благословлял меня причащаться чаще, чем раз в две недели. Я целиком доверял батюшке в вопросах спасения души, и сейчас, когда его рядом нет, это доверие не исчезло. Более того, я ему молюсь! Стараюсь держаться его благословения. Внутреннее чувство моё это потверждает...
Сейчас я послушник, и мой духовник, иеромонах, советует мне причащаться на каждой литургии, но при этом оговорил, что на этом не настаивает. Я к нему отношусь хорошо, не хочу его огорчать.
Сейчас, как Вам известно, вся обновленческая рать настаивает на частом причащении. Я не приемлю это, как и весь их «модернизм». Очень прошу Вашего совета, как Вы благословите?
Мне около 72 лет, поздно делать ошибки.
Спаси Вас Господи! Помолитесь за меня, Владимир.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Ни в каких соборных правилах вы не найдете точного указания, сколько раз и когда надо причащаться. В 19-м столетии в Константинопольской Церкви возникла продолжительная дискуссия о том, допустимо ли частое, ежедневное причащение. Она длилась много лет и к окончательным результатам не привела.
Константинопольский Патриарх Григорий написал по этому случаю: «Хорошо и спасительно причащаться ежедневно, но нам нужно время для приготовления и несения епитимий», – и рекомендовал причащаться мирянам раз в сорок дней.
В настоящее время духовники решают это по-разному. Думаю, что к вопросу о Причастии надо подходить индивидуально, учитывая личные потребности и обстоятельства жизни. Человек должен исполнить ту меру молитвенного правила и поста, пусть даже минимальную, которая вошла в традицию Церкви, поэтому причащаться следует по благословению духовного отца.
Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

* * *

Сергей Ларин спрашивает:

Отец Рафаил, благословите! И прошу Ваших молитв обо мне и ближних.
В книге воспоминаний Вы пишете о противостоянии ученых богословов и монахов-молитвенников на Афоне. Почему возникает ситуация, когда православие менее академично, чем модернизм; часто искажающих учение Церкви авторов, уважают за увесистые монографии, пестрящие терминами на древних языках, а о.Серафим (Роуз) или прп. Иустин несколько проще по сравнению с ними пишут. Каков выход, на Ваш взгляд?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Сергей!
Стяжать чистоту сердца и внутреннюю молитву намного труднее, чем приобрести внешние знания. Научиться языку молитвы требует несравненно больших усилий, чем выучить несколько иностранных, в том числе древних языков.
Теперь теряется «наука из наук» – учение о внутренней духовной жизни и человек переходит на внешнее. Там, во внешнем, бушуют неискорененные страсти: человек хочет выдвинуться, превзойти других, продемонстрировать свои знания; внутренние ориентиры теряются и человек оказывается в плену рассудочных представлений и воображений. Они сочетаясь друг с другом, порождают модернизм.
Один из современных модернистов так выразился о классическом богословии: «Скучище какое-то». Слова жизни не приняло его сердце, а страсти, склоняющиеся к декадансу, будь то в искусстве или теологии, потребовали самовыражения через новые теологические гипотезы (которые на самом деле оказываются отзвуком старых, уже забытых и выброшенных на свалку ересей и заблуждений).
Я помню как беседовал с одним теологом о бездоказательности того ходячего мнения, что «Корпус Ареопагитикум» принадлежит не священномученику Дионисию, а неизвестному анониму. Он как веские аргументы приводил мнения протестантских и католических ученых, но потом в процессе разговора признался, что не читал Четьи-Минеи – одну из важных частей Священного Предания, и был уверен, что в христианстве не существовало монашества до 4-го столетия.
Что же касается споров богословов с афонскими имяславцами, то само имяславство скорее представляет собой монашеский модерн. Это невежественная попытка догматизировать метафорический и образный язык христианских мистиков и заменить его плоскими понятиями, которые уродуют саму мысль.
Творения Серафима Роуза и преподобного Иустина Поповича проще сочинений, скажем Булгакова, потому что их мысль яснее, форма изложения более четкая и не нуждается в витийстве, где под нагромождением слов скрывает себя пустота и нищета духовного познания.
Что касается выхода из создавшегося положения, то мне кажется, что люди, которые хотят серьезно заняться изучением богословия, вначале должны тщательно изучить самые авторитетные руководства по систематическому богословию: «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, затем «Исповедание православной веры» святителя Петра Могилы и «Ответы на вопросы англиканских богословов», главным автором которых является Патриарх Досифей.
Затем приступить к изучению богословских трудов митрополита Филарета, митрополита Макария, епископа Сильвестра и архиепископа Филарета.
Надо сказать, что умозрительное богословие неразрывно связано с литургическим богословием, так что иногда храмовое богослужение называют «певучим богословием». Чтобы православным богословствовать, надо жить по православному и сделать свое сердце православным так, чтобы иметь не только внешнее, но и внутреннее, идущее из глубины души непосредственное свидетельство Православия. Для тех, кто не имеет возможности специально заниматься богословием, достаточно изучить Катехизис святителя Филарета Московского, чтобы знать основы Православия.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

* * *

Ирина спрашивает:

Уважаемый отец Рафаил, благословите!
Люди, не понимающие и не видящие опасности в принятии Единой Электронной Карты, а за ней и чипа, как правило говорят следующее: «Какой тут вред для души? Ведь при принятии карты/чипа не требуют отрекаться от Христа! Какой вред душе от этого внешнего действия?»
Батюшка! Ещё в подтверждении своих слов такие люди приводят цитаты из творений святителя Тихона Задонского. Пожалуйста прочтите: «Ибо Бог смотрит не на внешний знак и положение тела, в каком оно находится, но на сердце, смирение, веру и сердечное желание» (Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 2. Статья 3. Глава 5).
«Вера освобождает верующего от греха, смерти, проклятия, ада, дьявола и прочих бедствий и делает его духовно свободным. Духовно, говорю, ибо телесно он может быть порабощен, может быть раб человеку, может быть в пленении, в узах, в темнице, связан и окован, ибо много таких среди верных. … Но таковые все духовно свободны» (Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 2. Статья 1. Глава 2).
Как объяснить этим людям духовную опасность в принятии единой карты и чипа?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Ирина!
Глобализация сама по себе является отрицательным процессом, так как ведет к нивелированию человеческой личности и к контролю над частной, даже интимной жизнью человека. Но это объективный процесс, такой же, как техническая цивилизация, которая уже оборачивается против человечества, но остановить ее невозможно.
Поэтому в вопросе о единой электронной карте, надо избегать крайностей, а именно, не хвалить ее как достижение и, с другой стороны, не приписывать ей какую-то демоническую власть, которая захватывает человека.
Сам я не изучал этих вопросов, и скажу откровенно, они меня мало интересуют; я считаю, что здесь надо прислушиваться к голосу священноначалия. Мы включены в тот организм, который называется Церковью. Конечно, можно указать на ошибки отдельных священников и иерархов, но ведь можно также указать и на ошибки врачей, однако из-за этого нельзя отрицать саму медицину. Ведь с большей вероятностью можем ошибиться мы сами, и тогда к ошибке прибавится еще грех самомнения и непослушания.
Лично я не вижу в электронной карте отречения от христианства или отступления от Православной веры.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

* * *

Кирил Димов спрашивает:

Благословите, Ваше Високопреподобие!
Меня зовут Кирил Димов – православный христианин из Болгарии. Хочу Вас спросить о Церковном календаре. Как Вам известно, Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль в 1968-ом году после одного неканонического решения Св.Синода. Вы отвечали уже на подобные вопросы, но я хочу знать, как поступать?
Надо ли нам по послушанию следовать новому стилю, или просить благословения от Патриарха или Митрополита, что бы следуем старого, святоотеческого календаря?
В последнем случае мы будем отделится от остальных православных, от наших братьев и сестер, хоть только от Св. Пятидесятницей до Воскресения. Еще, когда нет священника, который служит по старому стилю, то на неподвижных праздниках нам некуда посещать богослужение.
А в первом случае не попадаем ли под анафемы с 1583 года, Второй сигилион из 1756 г., Окружное послание 1848г. и всех Вселенских соборов?
Простите, что мой русский язык очень плохой. Спаси Господи!

Архимандрит Рафаил отвечает:

Кирилл! Я думаю, что надо обратиться официально к Патриарху Максиму с просьбой, выделить храм, где служба будет совершаться по старому стилю; такая практика уже есть в Элладской Церкви, где в Афинах и Салониках имеются храмы, пользующиеся для богослужения юлианским календарем. Положительное решение этого вопроса укрепит Болгарскую Церковь, будет проявлением заботы и любви к пастве, так как раскольники пытаются отторгнуть христиан от Церкви, выставляя перемену календаря, как перемену веры.
Если же Патриарх откажет в такой просьбе, то следует остаться в Церкви: надо предпочесть погрешность в календарно-уставном вопросе уходу в раскол, который святые отцы называли грехом, равным ереси.
Что касается поместных Константинопольских Соборов, предавших анафеме григорианский календарь, то эта анафема была вызвана главным образом опасением дальнейшей католической агрессии в православный мир, так как сам григорианский календарь был детищем папы Григория и ученых иезуитов.
Сам я являюсь убежденным сторонником юлианского календаря. У него несомненные преимущества в структуре (повторяющихся циклах), а также сведение в одну парадигму нескольких космических ориентиров, что позволяет говорить о более глубоком отражении времени. У меня есть несколько статей о календарном вопросе, с которыми вы можете ознакомиться на сайте.
На общеправославном совещании 1948 года, где присутствовали главы и представители почти всех православных Церквей, было принято соглашение, что календарный вопрос должна решать каждая поместная Церковь, и разница в стилях не должна нарушать евхаристическо-молитвенного единства поместных Церквей.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

* * *

Людмила спрашивает:

О. Рафаил, благословите! Мы в семье уже давно молимся о Вас как о духовно близком человеке. Очень благодарна Вам за книгу «Церковь и интеллигенция».
Батюшка, как горько видеть Вашу ОШИБОЧНУЮ позицию по вопросу чипизации людей. Она в корне отлична от позиции таких духовных авторитетов как старец Паисий Святогорец и о. Кирилл (Павлов). Батюшка Кирилл говорил: «Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать». И события, разворачивающиеся на наших глазах, подтверждают правоту этих и других духовных мужей.
Вот Вы ответили диакону Владимиру [29/03/2011], что этот вопрос «не касается Православия и религии вообще». Я же грешная думаю, что Господь на стороне тех, кто понимает опасность внедрения чипа в тело человека (на лоб или правую руку – как об этом и предупреждал нас Иоанн Богослов и как предусмотрено в уже разработанных технологиях). В частности, на недавнем молитвенном стоянии православных (против чипизации, в Москве) мироточила икона Святых Царственных Страстотерпцев; фотография мироточащей иконы размещена в интернете http://3rm.info/9770-soobshhenie-i-fotoreportazh-o-stoyanii-u.html
Думаю, что те, кто послушается Вашего «доброго» совета и получат чип сначала в УЭК (универсальной электронной карте), а затем и в тело – погибнут, а Вам придется за Ваши «добрые» советы отвечать на мытарствах и на Страшном суде. Простите и помолитесь обо мне многогрешной Людмиле, моей душевнобольной дочери Марине и болящей матушке моей Любови.
Храни Вас Господь, в том числе и от душепагубных заблуждений.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Людмила! Я должен отвечать на вопросы так, как думаю. А я думаю, что печать антихриста неотделима от сознательного и публичного поклонения ему, как земному богу. Господь хочет, чтобы человек добровольно посвятил Ему свое сердце, а антихрист – чтобы человек добровольно отрекся от веры, так как только в этом случае душа будет принадлежать ему.
Поэтому печать будет приниматься не насильственно, не обманом, а сознательно, так как антихристу нужно именно согласие воли человека. Опасно также самостоятельно заниматься расшифровкой библейской символики, так как одни и те же символы могут иметь различное значение в зависимости от контекста.
Я нахожусь в Церкви и верю, что, по словам Спасителя, благодать никогда не оставит Церковь: «Врата ада не одолеют ее». Поэтому, считаю, что надежнее прислушаться к общему голосу иерархии, чем субъективно решать эти вопросы.
Благодарю вас за молитвы.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи вам и вашим родным.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий