Век русской Церкви: от гонений до крови до объятий до смерти

«Обращение к суду является каноническим правом каждого христианина»

— Уже более полугода длится судебное разбирательство по делу о подложном Протоколе Приходского собрания от 14 марта 2008 года и – на основе его – неправомерной регистрации новой редакции Устава Прихода церкви свв. Жен Мироносиц. В чем суть вопроса?

— В приход Жен Мироносиц назначен новый настоятель. Он тайком изменил Устав прихода. Настоятель, не собирая Приходское собрание, составил от имени собрания Протокол, в котором поручил себе самому зарегистрировать новый Устав. Расписался за себя и подделал подпись секретаря. Архиерей удостоверил подлинность Протокола своей подписью и печатью. Коллегиальное управление превратилось в единоличное. Приходское собрание пожаловалось в церковный суд. Церковный суд Псковской епархии не ответил. Приходское собрание обратилось к суду Московского Патриарха – ответ не последовал. Учредители Прихода обратились в городской суд.

— Но, может быть, и в самом деле простить и оставить всё, как есть?

— Да, ханжи требуют: «Ты обязан простить как христианин, ибо написано: «не судите». Но вынужденное прощение хуже борьбы за справедливость. Как невозможно принудить к вере, надежде, любви, — невозможно принудить и к прощению. Подвиг прощения совершает свободный и сильный дух. Прощая искренне, человек сознательно приносит себя в жертву. Не добившись справедливости, можешь сказать «прощаю», и оправдать своё бессилие. Обида затаится глубоко в душе и вырвется гневом на того, кто слабее.

Обращаясь в суд, я не считаю себя праведником. Никто не праведен, и я грешен. Суд свидетельствует не о праведности, и хороший человек может быть не прав, и плохой может оказаться правым. Если прихожан вынудят отказаться от права и уступить ради мира, они запомнят, что милость и доброта – всего лишь ханжеская уловка, выгодная лицемерам.

— Многие осуждают и нас, учредителей и, на протяжении 20 лет, членов Мироносицкой общины, и вас, считая, что негоже православному священнику искать суда вне церкви. При этом чаще всего цитируют апостола: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых... Вы, когда имеете тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю, неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом пред неверными». (1 Кор. 6. 1, 4-6.)

— Есть евангельская заповедь: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Справедливость является добродетелью, как милость, терпение и молитва. Стоять за правду, хранить верность правде, приносить себя в жертву правде – служение, на которое Бог благословляет заповедью: «Блаженны гонимые за правду, ибо им уготовано Царство Небесное».

Для легитимного решения конфликтов с древнейших времен учрежден суд, призванный на основе правовых норм защищать общественную жизнь от лжи и насилия, жестокости и алчности. Общество, лишённое суда, загнивает и разлагается. Более того, создаются предпосылки к самосуду и далее – к терроризму. В известном фильме «Ворошиловский стрелок» три бездельника изнасиловали 17-летню девочку. Правоохранительные органы не защитили: отец одного из насильников оказался милицейским начальником. Прокурор и следователь откровенно издевались над девушкой и её дедом, насильники остались безнаказанными и не раскаялись. Учинённый дедом самосуд был жесток, но отрезвил обидчиков. Они поняли, что преступление отозвалось в их судьбе.

Гражданское общество основало суд на законе и праве, чтобы наказать нарушителей закона, посягающих на чужое право и свободу. Церковь положила в основу суда каноны и право, обращение к суду является каноническим правом каждого христианина. Христианин обязан отстаивать церковную правду, пока его не лишат этой возможности.

Настоятель написал в суд, что ему надо молиться, ходить по судам некогда, и сослался на приведенную вами цитату из послания апостола Павла. Нечестивыми апостол называет язычников за то, что допускали в жизни блуд, пьянство, воровство и разбой. Святыми называет христиан, соблюдавших этические нормы. Рассуждение справедливо: нельзя судиться у тех, кто признаёт порок за норму поведения. Но у настоятеля нет оснований считать современных гражданских судей «нечестивыми», поскольку они исповедуют общие с церковью этические нормы. Нет даже формального признака, по которому можно объявить гражданских судей «внешними» для церкви. Я лично знаю судей, которые молятся Богу, ходят в храм и причащаются. Трудно обосновать запрет судиться у них.

К сожалению, «значащие в церкви» и «разумные» не захотели ответить на обращения Прихода. Не отвечают они и на жалобы клириков. Пришлось обращаться в гражданский суд. Настоятель игнорирует судебные заседания потому, что уверен: суд будет судить не по закону, а в интересах вертикали власти, и дело решится в его пользу. И оказался прав, суд отказал Приходскому собранию в иске. Но кассационная инстанция отменила решение городского суда, и 24 августа суд в новом составе признал приходское собрание от 14 марта 2008 года несостоявшимся, протокол собрания – подложным и отменил государственную регистрацию Устава прихода, состоявшуюся на основании данного протокола.

«Они все стоят за ним – стоит расстрелянный дед, стоит расстрелянный отец, стоят другие…»

Сегодня служение протоиерея Павла Адельгейма, штатного клирика псковского храма святых Жен Мироносиц, продолжается. По заповеди Божией – всем сердцем, душою и разумением. Его проповеди по-прежнему сильны и исполнены смысла – духовного, богословского, насущно житейского, и по-прежнему, говоря словами классика, обращают «глаза зрачками в душу».

Его проповеди пишут на диктофоны, и потом эти записи, многократно множась, находят на путях богоискательства тех, для кого они – живое свидетельство истины.

Он ведет обширную переписку, читает лекции по каноническому праву в Московском Свято-Филаретовском институте, участвует в международных конференциях, последняя из которых, посвященная 90-летию Поместного Собора РПЦ 1918 г., состоялась минувшей осенью в Париже. Прервалось преподавание в созданной им Православной школе Регентов. Но еще продолжаются еженедельные Библейские чтения с прихожанами, теми из них, что ищут не внешнего, но осмысленного существования в церкви. А последнее время открыло еще одну возможность прямого общения пастыря с его паствой и всеми, ищущими веры: отец Павел ведет интернетовскую страницу в Живом Журнале, помещает на ней проповеди, статьи, беседы, вступает в прямой диалог с читателями. [ 14 ]

А месяц тому с небольшим в доме Адельгеймов звучали поздравления с Золотой свадьбой. Матушка Вера принимала гостей, радовалась цветам и подаркам, и трудно было представить, что она могла быть твердой и решительной в тяжких трудах жены сначала нищего – без кола, без двора – семинариста, потом матери троих детей, на три года лишенных отца, отбывавшего срок. Потом – переезды через всю страну, и опять – без кола, без двора… И всегда, что бы ни случалось, она – надежный друг и опора, помощник и единомышленник своего пастыря и мужа.

Возвращаясь к прошлогоднему 70-летию, вспомню слова писателя Валентина Курбатова, сказанные им на открытии посвященной юбилею фотовыставки:

— …Каждый раз, когда отец Павел стоит перед престолом, они все стоят за ним – стоит расстрелянный дед, стоит расстрелянный отец, стоят другие – и не дают сказать это скороспелою проговоркою, как говорит обыкновенно священство, отговаривая службу торопясь. Они все требуют небесного заступничества. И мы всякий раз чувствуем, как высоко и строго русское Православие, как мучительно и как страшно оно оплачено. Может быть, это самое высокое и есть, когда приходишь и слышишь натяжение этой мучительной струны русской жизни, — этого предстояния перед Царствием Небесным, предстояния, образцом которого является отец Павел и в котором есть твердость, ясность, глубина, сила и страшная даль русской традиции. И хочется как-то остановить отца Павла, чтобы не было так страдательно, но, видно, по другому нельзя… И я тоже прошу благословения у батюшки и больше ничего, потому что я чувствую настоящую силу и власть этого благословения.

Беседовал Виктор ЯКОВЛЕВ

Примечания:

1. См. форум под републикацией на «Портале-кредо» статьи В. Яковлева «Слово о радости отцу Павлу Адельгейму. К 70-летию со дня рождения»: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=64491&type=forum#lst
2. Из лагерных стихов отца Павла.
3. См.: В. Яковлев. По заповедям Блаженства. Слово о радости отцу Павлу Адельгейму // «ПГ», № 30 (399) от 30 июля – 5 августа 2008 г.
4. Телепрограмма «Слово пастыря» — Первый канал, 15.11.2008.
5. См.: В. Яковлев. Сжитие со свету священника Павла Адельгейма // «ПГ», № 49 (368) от 19-25 декабря 2007 г.
6. См.: Е. Ширяева. «Вот и я восхожу на свою маленькую Голгофу» // «ПГ», № 8 (377) от 27 февраля—4 марта 2008 г.
7. Последнее, дополненное издание: Священник Павел Адельгейм, «Догмат о Церкви в канонах и практике. Реанимация церковного суда», — Нижний Новгород, 2008.
8. Тучков Евгений Александрович, профессиональный провокатор и церковный палач. Родился в 1892 г. Получил четыре класса образования, работал в кожевенно-обувной мастерской, позднее писарем в тыловых штабах. После революции вступил в партию, а в 1918 г. в ВЧК. С 1922 г. по 1929 г. руководил секретным Шестым «церковным» отделением ОГПУ. Волны убийств священников в Соловках всегда совпадали с неожиданными приездами туда чекиста Тучкова. Напрямую причастен к убийству всех Соловецких Новомучеников и более 300 тысяч священнослужителей по всей России. В 1928 г. поступает в МГУ, но, проучившись год и не справившись, покидает университет. Уволен из НКВД СССР в 1939 г. из-за невозможности предоставить работу по данному направлению: расстреливать было уже некого. В 1940-е годы работал лектором общества «Знание» (с 4-мя классами школы!). Умер в начале 1950-х.
9. Николай Ярушевич, митрополит Крутицкий и Коломенский (1892—1961). Первый по времени (с 1946 г.) председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. В 1944 г. выступил с апологией Сталину: «В нашем вожде верующие вместе со всей страной знают величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своём лице все качества наших русских богатырей и великих полководцев прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нем неразрывно сочетаются в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубочайшая мудрость, сила непоколебимого духа и отеческое сердце. … Имя Иосифа Виссарионовича Сталина, окружённое величайшей любовью всех народов нашей страны, — знамя славы, процветания, величия нашей Родины». («Журнал Московской Патриархии», 1944, № 1).
10. 25 ноября 1965 года священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин обратились к Патриарху Алексию (Симанскому) с «Открытым письмом» на 70 страницах, которое подробно рисовало картину противозаконного подавления органами государственной власти прав и свобод верующих граждан страны. Информация о гонениях на церковь подтверждалась соответствующими данными: «1 января 1958 года было 13 414 храмов, а в 1966-м осталось 7523, из 56 монастырей осталось 19». Копии были разосланы всем епископам внутри страны. Месяц спустя «Открытое письмо» без изменений было отправлено руководству СССР, в том числе председателю Президиума Верховного Совета Н. В. Подгорному, председателю Совета министров А.Н. Косыгину и генеральному прокурору Р. А. Руденко. Оба священника были осуждены Синодом РПЦ и запрещены в служении. А. И. Солженицын писал: «С восхищением прочёл протест двух священников, Эшлимана и Якунина. Смелый, чистый и честный голос в защиту Церкви, искони не умевшей, не умеющей и не хотящей саму себя защитить». В 1979 г. о. Глеб Якунин арестован за правозащитную деятельность и 28 августа 1980 года осужден Мосгорсудом по ст. 70, ч. 1 за антисоветскую агитацию и пропаганду к 6 годам заключения и 5 годам ссылки.
11. Никодим Ротов (1929—1978), митрополит (1963) Ленинградский и Ладожский (Новгородский), Патриарший экзарх Западной Европы (1974). Из Записки в ЦК КПСС председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР В. Куроедова и председателя КГБ СССР А. Шелепина: «КГБ считал бы целесообразным на должность председателя отдела внешних церковных связей назначить архимандрита Никодима Ротова и выдвинуть его как представителя Русской православной церкви для участия в деятельности Всемирного совета мира и Советского комитета защиты мира».
12. См.: М. Киселев. На рок-опере поставили крест // «ПГ», № 17 (438) от 6-13 мая 2009 г.
13. «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» — принят Советом Народных Комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 года
14. «Живой журнал» о. Павла: http://adelgeim.livejournal.com/

Источник: газета «Псковская губерния»

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий