Исон

Исон (от греч. ἴσος — ровный, одинаковый, подобный, неподвижный) — тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении. Греко-византийский исон — типологическая разновидность бурдона. Исон исполняется отдельной группой певцов, когда остальные певцы поют в унисон мелодию распева. Исонное двухголосие может считаться первой ступенью к полифоническому пению в Восточной церкви.

Первоначально служил для удержания лада или гласа певчим, который исполнял мелодию распева свободно, то есть иногда отступая от используемой им певческой книги (этот вид орнаментированного сольного исполнения базовой мелодии в теории музыки называется «контролируемой импровизацией»). Вместе с термином «исон» используется термин «оксия» для обозначения этого верхнего голоса мелодии распева.

Пение с исоном распространено в православных сербских, греческих, македонских, болгарских храмах. Вместе с тем, оно не характерно для древнерусской церковной монодии, так называемого знаменного распева. В современной практике исон используется в качестве компромисса между знаменным распевом и ставшим уже привычным в Русской православной церкви партесным пением. Исон создаёт молитвенную атмосферу, свойственную монастырям греческого Востока.

Реконструкции исона в греческой православной музыке (и некоторых локальных традиций церковной монодии католиков) основаны на косвенных свидетельствах и догадках, поскольку в рукописях греков до XIX века исон традиционно не нотировался (не выписывался)[3]. Современная практика исполнения исона в древнерусской церковной музыке исходит от толкования таинственной киноварной пометы «Э» в певческих рукописях, интерпретируемой исследователями как указание на исон[источник не указан 689 дней].

В хоровом исполнении исон — основой звук лада, его гармоническая основа. Это стержень, вокруг которого строится мелодия. Он выдерживается продолжительно на одной ноте в продолжении всего напева. Это даёт возможность хору, поющему мелодию, вести её выше и ниже этого основного звука и при этом не сбиваться с гласа.

Существует два вида пения с исоном:

Исполнение на определенный гласный звук (обычно «о», «у», «э») на протяжении всего песнопения.
Исполнение на слова параллельно с основной мелодией, что создаёт текстовую тоновую опору музыкальному узору напева.

Встречается двойной исон (два голоса в кварту, квинту или октаву помимо мелодической линии).

Положение исона

Исон, как правило, должен образовывать с нотами мелодии интервалы кварту, квинту, октаву, также терцию, чтобы давать благозвучие. Когда мелодия переходит в другой лад, или глас, исон тоже должен измениться, чтобы удовлетворить вышеуказанному условию.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий