О поклонах при всяком богослужении

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:
— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся...»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;
— на «Отче наш...» (в начале) — поклон;
— в конце «Достойно есть...» (или Задостойника) — поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
— на каждом иерейском возгласе — по поклону.

 
О поклонах во время всенощного бдения

  — в начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) — по земному поклону;
— на «Слава Тебе Господи...» перед чтением Евангелия и после чтения — по поклону;
— перед целованием святого Евангелия или святой иконы — 2 поклона;
— после целования — 1 поклон;
— на каноне, при всех припевах всех девяти песен — по поклону;
— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» — по поклону;
— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

  О поклонах во время литургии

— за всеми ектениями на всех прошениях — по поклону;
исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;
— на всех иерейских возгласах — по поклону;
— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
— на «Господи, спаси благочестивыя» — поклон;
— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;
— на Трисвятом — 3 поклона;
— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него — по поклону;
— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;
— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» — 3 поклона;
— в начале Символа веры — крестное знамение без поклона;
— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых...» — поклон;
— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;
— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися...» — земной поклон;
— при Господних словах: «Приимите, ядите...» и «Пийте от нея вси...» — по глубокому поясному поклону;
— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) — земной поклон;
— после «Достойно есть» или Задостойника — поклон;
— на «Отче наш», в начале — земной поклон;
— на «Отче наш» в конце (при словах «...избави нас от лукаваго») — поклон;
— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;
— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую...», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся — поясной;
— при втором явлении Святых даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно...» все непричащавшиеся — земной поклон, а причащавшиеся — поясной;
— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

  Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

  — при возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, — преклонить голову, без крестного знамения;
— при отпусте без Креста — преклонить голову, без крестного знамения;
— при чтении Евангелия — стоять с преклоненной головой;
— при каждении — отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;
— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» — преклонить голову;
— при отпусте с Крестом — поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся свечами или рукою — поклон без крестного знамения.
 
Текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор- составитель Е. Ю. Голов. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5-9 февраля

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий