Попытка литургической реформы в Греции: предложения Синода и архиепископа

Кумарианос Павел, протопресвитер

Кумарианос Павел, протопресвитер

Кумарианос Павел, протопресвитер

Публикуем долгожданное продолжение статьи отца Павла Кумарианоса о литургическом возрождении в Греческой Церкви. В этой части речь идет о предложениях Священного Синода и предстоятеля Элладской Православной Церкви касательно различных аспектов богослужебной практики.

Содержание посланий

Чтоб быть краткими, мы можем сказать, что Послания Священного Синода и архиепископа Христодула, так же как и вся атмосфера конгрессов и комитета по литургическому возрождению, подчеркивали следующие моменты:

1. Главная цель — восстановить Евхаристию как центр жизни Церкви. Это подразумевает серию литургических предписаний и реформ с целью восстановления Евхаристии в ее исходных правах — как основание и краеугольный камень бытия Церкви.

2. С этой целью следует сосредоточить усилия на активном и живом участии в этом великом Таинстве всех: клириков и мирян.

3. Далее, для того чтобы восстановить Евхаристию как жизненно необходимый диалог жизни и любви между Богом и Его народом, служителям — епископам и пресвитерам — рекомендуется читать большинство священнических молитв святой Евхаристии слышимым голосом, так чтобы сделать возможным участие верующих во всем, что совершается — так, чтобы они, слыша молитвы, действительно могли молиться ними, осознанно и с готовностью отвечать «Аминь». (С этой целью священников инструктируют готовиться к богослужению, изучая заранее дома тексты священнических молитв, чтобы не спотыкаться во время службы и не путаться в молитвах, стоя перед верующими. Священникам также рекомендуют познакомиться с управлением микрофонами и их настройкой для оптимальной работы системы усиления звука, чтобы во время службы избегать беспокойства и замешательства.)

4. Кроме того, для достижения указанной выше цели, существенно важно, чтобы священнические молитвы читались на своем правильном месте в структуре литургии. Послания именно подчеркивают, что молитвы литургии не следует вырывать из надлежащего им места и произносить отдельно от структуры, связывающей их с другими частями литургии.

5. Также рекомендуется избегать усложнений при чтении Священного Писания во время службы, чтобы не искажать текст. Рецитация Писания должна совершаться таким способом, чтобы раскрывать и делать доступным для понимания смысл текста.

6. Этот же принцип рекомендуется для певцов в отношении песнопений («тропарей»). Пение не подразумевает сокрытие смысла слов песнопений. Более того, певцы должны петь так, чтобы дать возможность верующим следить за пением и петь совместно.

7. Священникам даются указания разъяснять богословие и историю богослужения во время проповедей, лекций или приходских семинаров. Цель этого — помочь верующим участвовать в Божественной службе, во-первых, через душевное расположение и верность тому, что совершается, и во-вторых — через участие в пении, ответах на литургические возгласы предстоятеля, главопреклонения, поклоны и пр. (Рекомендуется приготовить небольшие буклеты с текстом Божественной литургии для каждого прихожанина. Кроме того, священник должен быть озабочен тем, чтобы внутри храма поддерживались необходимые физические условия для молитвы всех верующих — это достаточное количество удобных сидений, коврики, отопление, кондиционирование, чистота, достаточное освещение, тишина, полное спокойствие и пр.)

8. Также обозначено желание попытаться любой ценой сохранить обычай приношения мирянами хлебов для Евхаристии (просфор), которые должны готовиться дома с молитвой. Священникам также советуют и поощряют использовать все хлебы, принесенные людьми, вынимая из них частицы во время приготовления даров на протесисе.

Кроме того, Священный Синод и архиепископ рекомендовали и обратили внимание на следующее:

9. Священный Синод неоднократно подчеркивает основоположный принцип Предания: «всё в нашем богослужении, и в особенности в Божественной литургии, имеет надлежащее место, которое, конечно, не зависит от религиозного, эмоционального или благочестивого настроя служащего священника. Поэтому мы не одобряем, когда священники привносят собственные вкусы в Божественную литургию и командуют ею, но наоборот — ожидаем, что священник будет следовать тому чину, который использует в настоящее время Церковь».

10. Следует использовать традиционные формы облачений, а не усложненные, и не баловаться причудливыми видами тканей.

11. Важно следовать Преданию, причем подлинному, как в стиле, так и в качестве священных сосудов и утвари, используемых для святых таинств. С этой целью создана специальная синодальная организация «Академия церковных искусств». Ее цель — историческое и научное исследование Предания Церкви в области церковных исскуств, чтобы предложить заинтересованным сторонам подходящую информацию для производства облачений и церковных сосудов.

12. Во время приготовления даров на протесисе для вырезания Агнца и изъятия частиц из просфор следует использовать копие, а не обычный нож.

13. Послание, посвященное каждению, подчеркивает важность литургического использования ладана и его символическую сторону. То же самое послание пытается ввести определенный порядок в чин каждения, чтобы избегать как усложнений, так и легкомыслия.

14. Еще одно послание восстанавливает на правильном месте воскресное евангельское чтение на утрени — после пения воскресных тропарей по Непорочных. На чтение воскресного евангелия священник должен быть облачен в белые ризы, таким образом символически выражая радость Воскресения.

15. Священникам рекомендуется восстановить вечернее служение литургии Преждеосвященных Даров, то есть совершать ее в предназначенное для нее время.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий